05.05.2020

Вот она, наша Победа!.. Часть 1

О праздновании Дня Победы до 65 года

 О праздновании Дня Победы до 65 года / wikipedia.org
О праздновании Дня Победы до 65 года / wikipedia.org

Текст: Арсений Замостьянов, зам. главного редактора журнала «Историк»

Ждать до утра не стали. В 2 часа 10 минут, в ночь на 9 мая 1945 года, диктор Юрий Левитан (очень важно, что это был именно он!) на всю страну зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем всенародного торжества – Праздником Победы. И к раннему утру вся страна уже праздновала Победу. В мае светает рано. Уже в 4 часа (!) на Красной площади водили хороводы тысячи людей. И в каждом городе на площадях собирались люди – пели, плясали, плакали, встречных солдат и офицеров начинали качать… Так продолжалось целый день.

Даже кондуктор не берёт денег с военных…


Но у праздника не нашлось бы слов, если бы не военкоры и поэты.


Мы вспоминаем их реже, чем они того заслуживают. Константина Симонова, Василия Гроссмана, Юрия Германа, Петра Лидова, Михаила Брагина… Не забыть и фронтовой публицистики Алексея Толстого. Можно добавить к этому списку еще многих, в том числе – двоих, о которых скажу особо.

«День Победы! В городе необычайно празднично, солнечно. Даже кондуктор в трамвае не берёт денег с военных: «Я сама плачу за вас». На улицах много офицеров и солдат — уцелели, дожили! Прохожие останавливают их, обнимают, целуют… А как ликует нынче вся страна! Москва красивая, чистая! Как не похожа она на Берлин, который мне упорно видится в тяжёлых снах. 10 часов вечера. Салют Победы! На Красной площади гул праздничной толпы… Музыка, танцы… Вспыхивают песни… На площадь вливаются всё новые и новые массы счастливых людей. Лиловато-голубые прожекторы бьют в небо… Тридцать залпов из тысячи орудий! Дождь ракет! Вот она, наша Победа!»

Это Всеволод Вишневский. Не только солдат Первой мировой и Гражданской, не только автор «Оптимистической трагедии», не только блокадник, но и один из главных публицистов Великой Отечественной. Вместе со штабом генерала Василия Чуйкова он был свидетелем переговоров с комендантом Берлина генералом Кребсом о безоговорочной капитуляции… Вишневский даже не заметил туч на небе, этот день оставался бы для него безупречно солнечным, даже если бы пошел дождь.

Она была в линялой гимнастёрке…

Илью Эренбурга в день Победы цитируют еще чаще. Он был Демосфеном советского сопротивления. Победе он посвятил не только публицистические, но и поэтические строки:

  • Она была в линялой гимнастерке,
  • И ноги были до крови натерты.
  • Она пришла и постучалась в дом.
  • Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
  • «Твой сын служил со мной в полку одном,
  • И я пришла. Меня зовут Победа».
  • Был черный хлеб белее белых дней,
  • И слезы были соли солоней.
  • Все сто столиц кричали вдалеке,
  • В ладоши хлопали и танцевали.
  • И только в тихом русском городке
  • Две женщины как мертвые молчали.

Без его ликующих статей представить май 1945 года невозможно. И он задавал тон празднику: «У статуи Самофракийской победы нет лица: оно погибло; и лицо заменяют движение тела, крылья. У нашей победы есть лицо; это лицо простое и одухотворенное, живое, человеческое лицо. Тот, кто хочет понять, как люди победили фашизм, должен разглядеть лицо нашей победы. 1945 год нельзя понять, не вспомнив 1941 год. Те черные дни были истоком нашего счастья.

К тому времени Германия овладела многими странами, обратила многие народы в рабство и, мощная, хорошо вооруженная, тщательно подготовленная к нападению, решила сокрушить Советский Союз. Мы победили потому, что выстояли; мы победили потому, что немцы двигались на восток, завязая в трупах своих однополчан, потому, что боец шел с «бутылкой» против танка, девушка, жертвуя молодой своей жизнью, поджигала военный склад, десять артиллеристов задерживали на день армию противника, раненые не уходили с поля боя, пехотинцы, когда кончались патроны, били прикладом, прикрывали собой амбразуру дотов, летчики — таранили врага, а радисты передавали: «огонь на меня». Мы победили потому, что народ жил одним: той победой, которая теперь стала поцелуями, надрезанным хлебом, огнями в окнах и огнями глаз».

Это лишь небольшой отрывок из эссе, но и по нему ясно, откуда родился клич (его приписывали некому командиру партизанского отряда): «Статьи Эренбурга на самокрутки не пускать!» Вот кто владел всеми оттенками патетики, выворачивая душу в каждом материале. «Эренбурговские статьи … проглатывались залпом. Возбуждающая сила строк поражала своей мгновенностью и безотказностью», - вспоминал Сергей Наровчатов. И многие, очень многие могли бы присоединиться к этим словам.

Доканали зверя!

Николай Тихонов – еще одно перо, хорошо знакомое всем фронтовикам – «Где бы ни был сегодня советский человек, он исполнится великой радости, он прервет работу, если он работал, чтобы размять руки, чтобы расправить плечи, чтобы глубоко вздохнуть и сказать: «Свершилось! Доканали зверя! Кончили!»

Конечно, и в газетах, и на плакатах, и в речах было много Сталина. Каждый день «Правда», а за ней и все остальные газеты, включая армейские, публиковали стихи. Их сочиняли «на злобу дня» – к каждой большой или малой победе. Например, 10 мая в «Правде» появилось такое стихотворения Самуила Маршака:

  • Мы победили царство зла,
  • И, как сказал товарищ Сталин,
  • Победа не сама пришла,
  • А мы ее завоевали.
  • Победа наша. Столько дней
  • В промозглой сырости походов,
  • В горячих мастерских заводов,
  • В боях мы думали о ней.
  • И вот гремят ее раскаты.
  • Москва ликует в этот час
  • Как будто затемненье снято
  • С открытых лиц, счастливых глаз.

На площади Свердлова давал концерт Леонид Утёсов. Он считал то уличное выступление своим звездным часом. Ведь певец начал свою борьбу с гитлеризмом задолго до войны, когда включил в репертуар песню на стихи чешского антифашиста Ярослава Ежека «Палач и шут».

А к Победе красноармейцев вели такие утёсовские «катюши» (именно так в те годы называли эти песни), как «Заветный камень», «Землянка», «Мишка-одессит» и, конечно, «Брянская улица» с её победным финальным возгласом «На Берли-и-ин!».

Особая для наших душ минута…

В 1958 году, когда, кстати, 9 мая не был «красным днем календаря», Твардовский написал:

  • В тот день, когда окончилась война
  • И все стволы палили в счет салюта,
  • В тот час на торжестве была одна
  • Особая для наших душ минута.
  • В конце пути, в далекой стороне,
  • Под гром пальбы прощались мы впервые
  • Со всеми, что погибли на войне,
  • Как с мертвыми прощаются живые.

Эти строки – настоящая хроника 9 мая 1945 года. В каждой семье в те годы недосчитались родных. Похоронки приходили даже в последние дни войны и в первые дни после Победы. Один из символов Великой Отечественной – женщина на перроне, которая ждет сыновей и через год, и через десять, и через двадцать лет после войны. И поэтому в день ликования, в день всеобщего счастья нельзя было забыть о тех, кто не дошагал до Победы. И поэтому в девять часов вечера всё затихло. Музыка, смех, танцы… Прервался даже спектакль в Большом театре – опера «Князь Игорь». «Наступил великий день Победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию». Глава государства завершил праздничную речь словами памяти о тех, кто заплатил за Победу жизнью: «Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!» И – минута молчания на всю страну!

Ехал я из Берлина…

В победном 1943 году появилась и песня Исаака Дунаевского на стихи Льва Ошанина «Ехал я из Берлина»:

  • Ехал я из Берлина
  • По дороге прямой,
  • На попутных машинах
  • Ехал с фронта домой.
  • Ехал мимо Варшавы,
  • Ехал мимо Орла,
  • Там, где русская слава
  • Все тропинки прошла.

Песня получилась такая мощная, что даже Александр Твардовский – скептически настроенный к песельникам – позаимствовал у нее размер и полторы строки, создавая свой шедевр – «Москву»:

  • Ехал я под Берлином
  • в сорок пятом году.
  • Фронт катился на запад,
  • Спал и ел на ходу.
  • В шесть рядов магистралью
  • Не вмещает - узка! -
  • Громыхаючи сталью,
  • Шли на запад войска.
  • Шла несметная сила,
  • Разрастаясь в пути,
  • И мосты наводила
  • По себе впереди.

Песни, массовые песни понадобились Твардовскому, когда нужно было дать панораму победившей армии, победившего народа. Ведь они пели – во весь голос – Дунаевского и Ошанина

Рабочий день

Как известно, День Победы почти двадцать лет был рабочим днем.

Официальная формулировка была такова: «Считать день 9 мая – праздник Победы над Германией – рабочим днем. День 1 января – новогодний праздник – считать нерабочим днем».

То есть статус праздника у Дня Победы никто не отменял. Просто тогдашняя экономика не могла позволить себе россыпь нерабочих дней: каждый человеко-час был на счету. И действительно – ни государство, ни его вождь не могли позволить сакрализации сразу нескольких поколений… Ведь фронтовиков в те времена у нас было, без преувеличения, десятки миллионов. Почти вся страна состояла из фронтовиков – из самых что ни на есть причастных ко всем нашим победам Великой Отечественной. И это были еще полные сил и соблазнов люди, а вовсе не безукоризненные монументы. Праздник не отменили, но фанфары немного поутихли.

Но это, вопреки современным пересудам, не были сплошь черные дни в истории восприятия Великой Отечественной. Как раз в эти десятилетия вышли, пожалуй, лучшие книги и фильмы о войне – «В окопах Сталинграда», «Баллада о солдате»… Этот день всё равно оставался Праздником – по-настоящему всенародным. В литературных журналах и в «Огоньке» ко Дню Победы всякий раз публиковались стихи о войне. Например, симоновское стихотворение «Наш политрук» появилось как раз в такой подборке:

  • Он второй раз погиб в Сталинграде
  • В первый день, в первый час прорыва,
  • Не увидев, как мы фашистам
  • Начинаем платить по счету.
  • Умирая, другие люди
  • Шепчут: «Мама» – и стонут: «Больно».
  • Он зубами скрипнул: – Обидно! –
  • Видно, больше всего на свете
  • Знать хотел он: как будет дальше?
  • В третий раз он умер под Курском,
  • Когда мы им хребет ломали.
  • День был жарким-жарким. А небо –
  • Синим-синим. На плащ-палатке
  • Мы в тени сожженного «тигра»
  • Умирающего положили.
  • Привалившись к земле щекою,
  • Он лежал и упрямо слушал
  • Уходивший на запад голос
  • Своего последнего боя.
  • А в четвертый раз умирал он
  • За днепровскою переправой,
  • На плацдарме, на пятачке.
  • Умирал от потери крови.
  • Он не клял судьбу, не ругался.
  • Мы его не могли доставить
  • Через Днепр обратно на левый.
  • Он был рад, что, по крайней мере,
  • Умирает на этом, правом,
  • Хотя Днепр увидел впервые
  • В это утро, в день своей смерти. 

По-моему, это один из последних мощных взрывов поэтического дара Константина Симонова. В этих стихах 1961 года ощущается влияние XXII съезда ЦК КПСС – именно тогда, а не на ХХ съезде, Сталина по-настоящему осудили. И у Симонова политрук, олицетворение всех героев-комиссаров Великой Отечественной, оставшихся на полях сражений, в наше время: «Говорят, в партийном обкоме День и ночь сидит над делами, Что касались живых и мёртвых, Что остались от тех недобрых, Столько бед принесших времен».

День Победы стал главным народным праздником. В нем почти не было официоза. Это был прежде всего день воспоминаний и встреч. Тогда еще не было формулы «Праздник со слезами на глазах». Но праздник был именно таким – с радостью навзрыд. А в 1965 году началась совсем другая история.