Текст: Аполлинария Аврутина
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложка взята на сайте издательства
Ангелос Ханиотис. Эпоха завоеваний: Греческий мир от Александра до Адриана (336 г. до н.э. — 138 г. н.э.)[переводчик: В. Федюшин]. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020
Фундаментальный, на 600 с лишним страниц труд «Эпоха завоеваний» — вторая по счету переведенная на русский монография одного из крупнейших современных специалистов по античности, профессора Принстонского университета, именитого лауреата международных научных премий Ангелоса Ханиотиса.
Книга подробно рассматривает два исторических периода, которые, как справедливо замечает автор, в исторической литературе обычно рассматриваются раздельно: эпоха эллинизма, начало которой обычно отсчитывают со времен походов либо смерти Александра Македонского (334 или 323 гг. до н. э.) и которая заканчивается смертью Клеопатры (30 г. до н. э.), и период ранней империи от установления монархии Августа (27 г. до н. э.) и до смерти Адриана (138 г. н. э.).
Для тех, кто разбирается в истории Древнего мира, нынешняя публикация Ханиотиса, без сомнения, окажется важным событием, но рядовой читатель скорее всего воспримет эту книгу как очередной пересказ Геродота или же скучный учебник по истории. Кучу имен, фактов, событий, эпизодов ни уложить в голове, ни пересказать, ни упомнить совершенно невозможно.
Тем не менее уже первые страницы этого научно-популярного повествования не могут не удивлять. Хотя бы потому, что книга в каком-то смысле ещё и энциклопедия того времени. Общественные отношения и социальные лифты, миграция, технологии, коррупция, система общего образования, вопросы религии, престолонаследия, положение женщин, рабов, гражданство и социализация, недвижимость и медицина, семейный кодекс - полнейшую информацию обо всех этих элементах жизни тогдашней ойкумены увидит читатель на страницах нынешнего издания.
Лейтмотивом всего многостраничного повествования является личность Александра Великого.
По большому счету все вопросы, которые поднимаются в тексте, возводятся к личности Александра, деяния и решения которого ставятся автором книги во главу угла. Упомянутые в книге исторические личности также сопоставляются с личностью Александра и подаются читателю с точки зрения приближенности к великому полководцу.
Легендарная личность царя сыграла огромную роль в истории и культуре всего тогдашнего и, конечно, будущего мира - и восточного, и западного. На фоне деталей жизни эллинистического мира совершенно неожиданной и крайне революционной, даже маргинальной для того времени, предстает проповедь Христа.
Важность эпохи эллинизма для современной европейской цивилизации трудно недооценить. Та самая культура - художественная, политическая, социальная, которая ныне определяет облик всего, что европеец привык считать «своим», сформировалась и расцвела именно в эпоху эллинизма. Характер политических, научных, коммерческих отношений, принципы демократии, основы и даже стандарты управления государствами, империями и корпорациями были сформированы именно тогда и утвердились на долгие века.
Взять хотя бы монархические войны средневековой Европы - их принципы, идеология, стратегия восходит именно к Александру и его окружению.
Возведенный в ранг божества в некоторых городах Малой Азии, легендарный царь из Священного Корана, Александр Великий («Искандер») как «Зу-ль-карнайн», «Двурогий» (обладатель «двух рогов», «двух столпов» - Рума и Персии, Запада и Востока) четырежды упомянут в восемнадцатой суре «Аль - Кахф» («Пещера»). В Коране Зу-ль-карнайн проповедует веру в единого Бога и выступает в роли не столько завоевателя, сколько проповедника, призывая все подчиненные народы жить по законам Аллаха. Огромное количество версий знаменитой поэмы «Искендер-наме», «Сказания об Александре», принадлежащих перу величайших авторов мусульманского Ближнего Востока, надолго утвердили художественные каноны средневековой мусульманской литературы.
Великий Аристотель, переживший своего великого ученика, застал начало нового мира, созданного молодым царем. Как пишет Ангелос Ханиотис на с. 596, «процессы, запущенные походами Александра, привели в конечном итоге к образованию сложной сети политических, административных, экономических и культурных связей, близко подошедшей к современному феномену глобализации. Конечно, эта сеть не простиралась на весь земной шар, однако она покрывала территорию, которую ее современники знали как ойкумену — «обитаемую землю». Нам, конечно же, стоит согласиться с автором: основами современного общества мы обязаны именно этому царю.