06.07.2020

Сергей Есенин. Из Константинова в бессмертие

Беседа с директором Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борисом Иогансоном — о том, как изменился музей за последнее десятилетие и как пережил карантин

Беседа с директором Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борисом Иогансоном — о том, как изменился музей за последнее десятилетие и как пережил карантин
Беседа с директором Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борисом Иогансоном — о том, как изменился музей за последнее десятилетие и как пережил карантин

Интервью: Вероника Шелякина

Фото: rv-ryazan.ru

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Рязанские ведомости» (Рязань)

125-летие со дня рождения Сергея Есенина будет широко отмечаться осенью по всей России, в том числе и на родине поэта, в Константинове – одном из популярнейших мест нашей страны. В июле 55 лет со дня основания отметит и Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, бережно хранящий наследие великого лирика. В непростых условиях карантина музей сохранил свою доступность и временно перешел в режим онлайн. Выставки, экскурсии транслировались через интернет и набирали десятки тысяч просмотров. В нашей беседе с директором музея-заповедника Борисом Иогансоном мы говорим о ключевых вехах работы за последние годы, о ближайших планах и запущенных в сеть онлайн-проектах.

Вероника Шелякина: Борис Игоревич, примите поздравления! 2020 год можно назвать юбилейным и для вас: исполняется десять лет, как вы возглавляете музей-заповедник Сергея Есенина. Туристы, приезжая в Константиново, прекрасно видят, как за эти годы преобразилась родина великого поэта.

Борис Иогансон: Очень важно, что развитие происходит во всех направлениях музейной деятельности. Это восстановление утраченных объектов, охрана культурного и природного наследия рязанского края, сохранность доверенной части государственного фонда, популяризация есенинской темы в самом широком смысле – от выпуска музейных изданий и организации больших и малых мероприятий до экскурсий в экспозициях и открытия выставок в Константинове, в музеях нашей страны и за рубежом. Главная роль в этих процессах принадлежит всем без исключения сотрудникам музея-заповедника. Планов на будущее по-прежнему много, и приятно, что они находятся в зоне пристального внимания и получают поддержку правительства Рязанской области.

Под вашим руководством музей-заповедник впервые стал проводить передвижные выставки в городах России и за рубежом, популяризирующие имя Сергея Есенина. Расскажите о специфике этих проектов.

Борис Иогансон: Это очень важная составляющая нашей деятельности. С 2012 года наши экспонаты увидели жители десятков городов России и за рубежом. Как правило, мы представляем на выставках до двухсот предметов, рассказывающих о жизни и творчестве Есенина, предметы быта и личные вещи из семьи лирика, а также прижизненные издания и рукописи его произведений. Показываем многочисленные живописные и графические работы, посвященные рязанской земле и Константинову, выполненные прекрасными отечественными художниками. Экспозиции дополняют серии фотографий Сергея Есенина. Память о поэте по-прежнему жива и высоко чтится, поэтому интерес к выставкам неподдельно велик. Есть основания надеяться, что выставки будут показаны и в различных городах мира в ближайшие годы.

За 10 лет в деле сохранения наследия сделано немало. Воссозданы дом священника Смирнова и школа грамоты в Спас-Клепиках, чайная и торговая лавка, из руин поднят цокольный этаж дома Лидии Кашиной. Отреставрированы амбар, рига и изба-времянка в усадьбе родителей Сергея Есенина, часовня Святого Духа, кашинская усадьба. Снесены постройки, портившие прекрасный вид. Сейчас в музее-заповеднике снова ведутся строительные работы?

Борис Иогансон: У этого проекта длинная, трудоемкая, но красивая история. Мы начали его разработку совместно с прекрасными специалистами из Рязанского научно-реставрационного управления, которые постоянно помогают музею-заповеднику вот уже в течение пятидесяти лет. Осенью закончится восстановление утраченных ранее сооружений: каретного двора, оранжереи, амбара и бани в усадьбе Кашиной. В каретном дворе третьего октября мы откроем выставку, посвященную 125-летию Сергея Есенина, а позже там разместится новая литературная экспозиция. Отдельная экспозиция в амбаре по соседству будет посвящена 400-летней истории Константинова. И действующая баня, и оранжерея, где будут выращиваться диковинные для нашей местности овощи и фрукты, которые потом будут поступать в музейную чайную, тоже станут по-своему интересными для гостей.

Посещаемость музея-заповедника выросла в два раза. Если в 2010 году на родине Сергея Есенина побывали около 200 тысяч гостей, то теперь приезжают не менее 400 тысяч посетителей ежегодно.

Борис Иогансон: Сказалось совершенствование инфраструктуры, новые сервисы, повышение качества работы персонала. Мы ежеквартально проводим соцопросы среди гостей, обращаем внимание на предложения и в случае целесообразности претворяем их в жизнь. В ближайшее время, надеюсь, мы реализуем крайне необходимую для музея такого уровня постройку визит-центра на въезде в село. Таким образом, мы радикально снизим антропогенную нагрузку и грамотно распределим направления туристических потоков.

Фонды музея-заповедника ежегодно пополняются новыми экспонатами. Какие коллекции, предметы за последние десять лет можно назвать знаковыми?

Борис Иогансон: Недавно произошли события, которые, несомненно, представляют исторические вехи в истории музея-заповедника. Было построено фондохранилище, положительно изменившее само функционирование музея-заповедника. И как будто специально по случаю открытия нового современного помещения мы получили в дар богатейшие есенинские архивы – собрание ученых с мировым именем Юрия Львовича Прокушева и Гордона Маквея. Из последних ярких приобретений можно выделить фотоархив семьи Лидии Ивановны Кашиной, который нам очень помогает в процессе восстановления помещичьей усадьбы.

Из-за сложившейся обстановки музеи были вынуждены временно перейти на дистанционную работу. Какие проекты запущены в интернете?

Борис Иогансон: Хочется пожелать всем терпеливо пережить трудные времена, заболевшим – скорейшего выздоровления, вынужденным жить в карантине – находить позитивные моменты в непривычной обстановке, использовать богатые возможности современной цивилизации для знакомства с неисчерпаемыми богатствами накопленного культурного наследия.

Призываю всех любителей поэзии Сергея Есенина присоединяться к нашим группам, чтобы быть в курсе последних новостей о жизни и деятельности музея-заповедника. Мы, в виде непосредственно нашего музея, песенно-инструментального ансамбля «Радуница», музейного театра «Звонница», нашего отдела в Спас-Клепиках представлены во всех доступных соцсетях.

Запущены такие проекты, как «Лицом к лицу» о сотрудниках, «Рассказ реставратора» о работе музейных специалистов по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия. Мы регулярно предлагаем нашим читателям узнать интересные факты из жизни Сергея Есенина и его окружения, проводим викторины, в которых активно принимают участие жители из разных уголков нашей страны, представляем небольшие видеосюжеты с творческих встреч, концертов, проходивших в рамках «Музыкального лета в Константинове», Всероссийского есенинского праздника поэзии. Периодически публикуем статьи сотрудников о работе музея-заповедника. Прогуляться по экспозициям и территории музея наши гости могут в любое удобное для них время с помощью виртуального тура.

Все мероприятия, запланированные в рамках празднования 125-летия со дня рождения Сергея Есенина, обязательно состоятся. Одни из них уже прошли в онлайн-формате, другие, например, выставки в российских городах и за рубежом, перенесены на более поздний срок, третьи будут проходить в обычном режиме по плану.

Насколько современным кажется Сергей Есенин в онлайн-формате?

Борис Иогансон: Творчество Есенина оказалось созвучным современной эпохе, можно сказать, он именно из Константинова шагнул в бессмертие. Народная любовь к его стихам не ослабевала на протяжении всего советского и постсоветского периода. Но есть и еще нечто в его творчестве, его трагически окончившейся жизни, что не исчерпывается простым анализом художественного языка или тщательным изложением биографии. Именно поэтому пишутся все новые жизнеописания. Например, последнее, и очень хорошее, культового писателя-воина Захара Прилепина. Речь идет не только о соответствии есенинской поэзии строю душевной жизни современников, но о своеобразном есенинском космосе, затрагивающем самые разные проблемы.

Оригинальный материал: «Рязанские ведомости»