Текст и фото: Александр Соловьев
Михаил Елизаров с порога заявил, что
интервью - это когда паук впрыскивает человеку ядовитую сыворотку правды,
и жертва начинает выворачивать перед ним собственные внутренние органы. Мы его очень уважаем.
Очевидно, что уважаем его не только мы: аудитория малой сцены ММКЯ наполнилась почитателями таланта автора "Земли" (напомним, что за этот роман в этом году была присуждена премия "Национальный бестселлер"). Елизаров отлично демонстрировал, как остаться в андегрунде (простите невольный каламбур), выступая при этом со сцены в Манеже: нужно с дедовским видом рассказывать, что (по)читатели твоего таланта - это двое друзей твоей мамы, телевидение - это позорно (желательно походу извиниться за участие в программе "Полиглот"), а также пожелать всем окружающим тебя камерам сгореть, уничтожив любое свидетельство о происходящем здесь и сейчас.
В общем, Михаил принес на серьезное литературное событие дух хорошего прикола.
Повторюсь - мы его уважаем.
Михаил Елизаров стал известен как один из представителей позднего поколения русских постмодернистов, последователей Сорокина, и воспринимался в одном ряду с, к примеру, Ильей Масодовым. Однако время показало, что ранние вещи писателя, как "Ногти" или "Pasternak", были не столько очередным изводом тотальной иронии, сколько попыткой разложить постмодернизм изнутри. В этом же качестве выступают и его песни - стоит послушать хотя бы "Прерафаэлиты срали-мазали". В реальности проект писателя Михаила Елизарова тотально модернистский - недаром во время встречи писатель жестко провел грань между собственным изводом метафизики и психоделическим остранением Пелевина.
Елизаров создает собственный мир, и "Земля" куда ближе к Набокову, чем к тому же Сорокину.
Поэтому не вызывает удивления антилиберальный поворот писательской идеологии - консерватизм всегда был более модерным, чем сам модернизм. Русская смерть, о которой так много говорили критики, - не попытка разложить русское сакральное. Наоборот, коррупция и криминальность кладбищенского бизнеса в России - прямое следствие российской некрометафизики.
Нам же остается только снять шляпу перед Писателем в знак нашего - напомню - уважения. Кто еще в 2020 году сможет рассказать нам - какая же она, наша Родина. Нам же остается только уйти в землю, хорошо, если всего лишь по колено.