05.09.2020

Город как текст

Павел Басинский, Кирилл Кобрин и Алексей Коровашко обсудили на ММКЯ литературно-топонимические проблемы и выяснили, что Нижний Новгород — это карма России

Павел Басинский, Кирилл Кобрин и Алексей Коровашко обсудили на ММКЯ литературно-топонимические проблемы и выяснили, что Нижний - это карма России
Павел Басинский, Кирилл Кобрин и Алексей Коровашко обсудили на ММКЯ литературно-топонимические проблемы и выяснили, что Нижний - это карма России

Текст: Андрей Мягков

Фото: скриншот трансляции

Журнал "Октябрь" совместно с фондом Ельцина представил на ММКЯ очередной сеанс своего проекта "Город как текст". На этот раз говорили о Нижнем Новгороде, и главред "Октября" Ирина Барметова сразу задала дискуссии вектор, который можно коротко пересказать как "взаимосвязь литературы, города и писателя, в нем родившегося".

Ирина подчеркнула вот какую особенную черту Нижнего - сменив название на Горький, город поменял и содержание: "Из торгового. купеческого, свободного города стал индустриальным, заводским и закрытым" ."Этот проект - актуализация Нижнего Новгорода», - также добавила она и передала слово спикерам.

Начал Павел Басинский, который хоть и не жил в Нижнем, зато написал книгу об одном из главных его жителей Максиме Горьком: "Горького мотало по свету, но есть два места, в которых он прожил если не оседло, то долго. Больше всего - в Нижнем Новгороде, около 25 лет. В Италии - в разных местах - он прожил порядка 14 лет. При этом у Горького есть странная фраза о том, что физически он родился в Нижнем Новгороде, а духовно - в Казани. Хотя в Казани он прожил всего несколько лет. Но я думаю, что Алексей Максимович вообще был склонен к таким округло-красивым фразам".

Понять, как Горькому жилось в Нижнем, можно в нынешнем дом-музее писателя. Он снимал второй этаж самого богатого доходного дома: "Там есть кабинет писателя, там есть кабинет его жены, там есть детская, там есть специальная комната для приездов Шаляпина, там есть электричество, там есть телефон - телефон, если не ошибаюсь, в то время был только в пароходстве». Однако в 1932 году город стал носить его имя, и писателю - к тому времи, впрочем, уже разъезжавшему по свету -  это не нравилось.

Следом писатель и историк Кирилл Кобрин, присутствовавший дистанционно, поведал о своем отношении к родному для него Нижнему: "Я вообще родился и вырос на Автозаводе, и когда мне говорили, что я живу Новгороде, я отвечал - нет, из Автозавода. И мне кажется, этот город до сих пор состоит из нескольких разных городов. <...> Да, Автозавод был тем воздухом, которым я дышал, а как мы относимся к воздуху - им дышишь и все».

Писать о Нижнем Новгороде серьезно Сергей стал только когда уехал из города: "Мне нужно покинуть какое-то место, чтобы начать серьезно о нем думать. Не ностальгировать, а именно думать. И до сегодняшнего дня город Горький - прежде всего Горький - играет важную роль в том, что я сочиняю». А еще Кобрину понравилась история Павла о комнате для Шаляпина: "Хорошо было бы иметь специальную комнату, чтобы ко мне Дэвид Боуи приежал, пока он был жив, вот это было бы круто».

Город, по мнению Кобрина, до сих пор пытается нащупать свою идентичность. Единственной удачной попыткой был подправленный лозунг "Нижний - карман России": кто-то закрасил на плакате последнюю букву в слове "карман", и Нижний стал кармой России. Попыткой хотя бы двинуться в сторону обретения этой идентичности и являются проекты Кобрина: они с командой, совместно с центром современного искусства "Арсенал", устраивают лекции, снимают фильмы и публикуют результаты своей работы в журнале "Неприкосновенный запас".

Яркую концовку встрече обеспечил литературный критик и писатель Алексей Коровашко: он оттолкнулся от слов Басинского о том, что духовно Горький родился в Казани. "Вот эта тема раздвоения физического и духовного пронизывает все тексты Максима Горького. Это раздвоение присутствует и в повседневной жизни Нижнего Новогорода". По мнению критика, из-за череды переименований, после каждой из которых из города вытравляли то историю царской России, то советское наследие, получился "странный гибрид двух ампутаций. Говорить о том, что Нижний Новгород - это гармоничное пространство, нельзя даже при всей огромной любви к этому замечательному городу <...> Я знаю людей из верхней части города, которые ни разу не были на Автозаводе. Для них это все равно что попасть в плен к индейцам".

Переименование Нижнего в Горький Коровашко назвал "смелым футуристическим жестом - и когда советская власть ссылает академика Сахарова в Горький, это лингвистический эксперимент, которому позавидовал бы Алексей Крученых, бука русской литературы".

Хайлайтов было еще много: во-первых, Нижнему не помешало бы "стряхнуть Горького со своих плеч - он слишком сильно присутствует, подавляя все остальное". Во-вторых, "власти Нижнего Новгорода приносят при вступлении в должность клятву борьбы с историко-архитектурным наследием", и островки старой архитектуры напоминают уцелевшие островки после бомбардировки Дрездена. А в-третьих, ниже вы найдете все это и еще много чего в формате видео: ведь как известно, лучше один раз увидеть.