САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Молодой Горький

Путеводитель по литературной жизни Нижнего Новгорода

Путеводитель по литературной жизни Нижнего Новгорода
Путеводитель по литературной жизни Нижнего Новгорода

Текст: ГодЛитературы.РФ

Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

«История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека», — утверждал Максим Горький. Авторы изданной «Пятым Римом» книги согласны с классиком, но лишь наполовину: ведь история человека раскрывается как раз через его деятельность и то, какой культурный отпечаток она накладывает на окружающий мир. Например, на родной город.

«Молодой Горький» — путеводитель по литературной жизни Нижнего Новгорода, в котором и родился полтора века назад великий писатель. И хотя без экскурсов в историю не обойдется, книга пристально вглядывается в сегодняшний культурный ландшафт: заглянув под обложку, вы узнаете, как за столетие изменилась культурная жизнь Нижнего Новгорода и чем живут местные писатели, издатели, книготорговцы и поэты прямо сейчас. Ну и конечно, какие места в этом городе стоит посетить — это же, в конце концов, путеводитель.

Книга была написана в рамках проекта студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». В проекте приняли участие студенты и выпускники магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ вместе с преподавателями Майей Кучерской и Мариной Степновой, а прочитать мы вам предлагаем рассказ Натальи Калинниковой о нижегородской газете «Селёдка».

Молодой Горький. — Москва : Пятый Рим, 2020

Большое плаванье нижегородской «Селёдки»

Контакты

Сайт: seledkagazeta.ru/home/arhiv

Страница во «Вконтакте»: vk.com/seledka_gazeta

Учредитель: «Еда и Культура Project», 2011 год

История создания и концепция

Если вы вернулись из Нижнего без газеты «Селёдка», значит, вы не ходили по модным барам на Рождественской, Алексеевской и Большой Покровке, не заглядывали в галерею Futuro или в кремлёвский «Арсенал». Либо вам просто не досталось «Селёдки», потому что новые номера разбирают как горячие пирожки. Это любимый локальный бренд — у него даже есть свой бар, «Селёдка и кофе», — а также одно из немногих печатных изданий в России, полностью посвящённое городской культуре.

Уже давно закрылись «Большой город» и «Афиша», которыми создатели «Селёдки» вдохновлялись, а сама «Селёдка» всё продолжает радовать своих читателей новыми материалами. Даже сотрудники в редакции те же, что и 8 лет назад. Феномен объясняется просто: учредитель газеты — большой ресторанный бизнес, для которого собственное издание о культурной жизни города — имиджевый проект.

«В 2011 году «Еда и Культура Project» решили сделать своё СМИ, которое говорит о том, о чём не говорят другие нижегородские издания, — рассказывает Мария Гончарова, главный редактор газеты. — Сначала это был просто рубрикатор, куда мы писали про определённые вещи. Потом стали делать тематические номера в коллаборации с культурными институциями, которые нам симпатичны. Так появился номер про современное искусство с галереей Futuro, книжный номер с магазином «Полка» и так далее. В таком формате существуем и сегодня. «Селёдка» — не столько медиа, сколько культурное явление, поэтому от нас ничего не требуют взамен. Мы рекламируем только то, что хотим, тщательно фильтруем входящие заявки. Вырученные деньги вкладываем в развитие газеты — например, можем пригласить крутого фотографа или посотрудничать с модным колумнистом. В этом смысле у нас тепличные условия».

Благодаря таким условиям редакции «Селёдки» удалось создать настоящую энциклопедию родного города. Если вы хотите узнать всё про Нижний, начиная с 2011 года, просто откройте архив на их сайте. При этом газета не заточена исключительно под локальные темы: выпуски, главными героями которых были нижегородцы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Как правило, гостем номера становится достаточно известная, но не массово-популярная личность. Мария объяснила нам, как газета пришла к этой концепции:

«Почему большинство глянцевых журналов ставят на обложку, условно говоря, Филиппа Киркорова? Нам навязывают, что все должны его знать! Но при этом никто не ставит на обложку таких прекрасных людей, как композитор Владимир Мартынов или сценарист Юрий Арабов. Мы пошли по альтернативному пути и стали продвигать людей, которые суперкруты в своей деятельности, но которых мало кто знает в лицо».

Большое интервью с профессионалом в культурной сфере — сердце журнала. За 8 лет его героями побывали все самые яркие лица современной интеллигенции, от Андрея Рубанова до Галины Юзефович. В гостях у «Селёдки» была и руководительница магистратуры «Литературное мастерство», писательница Майя Александровна Кучерская.

Редактор как читатель

«Селёдка» стабильно выходит раз в два месяца. С одной стороны, это удобно — темы подобраны так, что информация не устаревает: можно с интересом прочитать номер хоть через год. С другой стороны, именно поэтому там нельзя публиковать актуальные материалы. Для новостей, обзоров новых бургерных и остросоциальных репортажей есть сайт The Village Нижний Новгород, главным редактором которого также является Мария Гончарова.

Должность редактора предполагает ежедневное взаимодействие с огромным потоком информации. Поэтому Мария признаётся, что следить за литературным процессом в Нижнем ей не очень интересно и просто-напросто некогда. Но иногда так или иначе этот процесс её сам «затягивает». Так, в 2019 году Мария стала членом жюри нижегородского филиала премии «Волга/НОС». Чтобы принять участие в дебатах, ей нужно было за месяц прочитать 24 книги.

«Премия «НОС» славится тем, что там все решения принимаются через обсуждения. Ты не можешь просто прийти и «от сохи» проголосовать за 3 книги, которые тебе нравятся. Тебе нужно обстоятельно объяснить, почему выбрал то, а не другое. Всё это происходит офлайн, 5 человек ругаются при всём честном народе, в результате никто не остаётся довольным. Я голосовала за Марию Степанову, потом за Наталию Мещанинову, но победил роман Пелевина. После этого марафона чувствую себя изнасилованным читателем. Я сейчас не могу читать больше ничего, хотя вообще-то люблю и всегда много читала. Даже не знаю, сколько мне понадобится времени на восстановление».

Благотворительный проект

Зато Мария и её команда помогают полюбить чтение и современные книги тем, кому это особенно важно — детям. Они ищут на блошиных рынках «странные китчевые штуки», проводят благотворительные аукционы, а на все заработанные деньги покупают книги для сельских библиотек:

«Это очень милый проект, которым я занимаюсь просто потому, что хочется. В наших деревнях книги в библиотеках не обновляются миллионы лет, а дети туда всё равно ходят. Мне говорят: «Маш, что ты делаешь, сейчас даже в библиотеках все сидят в Интернете». Но вообще-то нет, библиотека в деревне — до сих пор культурный центр, там куча всяких мероприятий проводится. Хотя я бывала и в таких библиотеках, где кроме энциклопедии Ленина в 38 томах и журналов «Лиза» ничего нет.

Перед поездкой я связываюсь с сотрудниками, узнаю, что им требуется. Мы всегда по-хорошему удивляемся, когда встречаются люди, которые в теме всех трендов детской литературы. Но часто приходится самим задавать тренды: например, Грибоедова или Пушкина я не повезу. Классику рано или поздно обновит Министерство образования, это их забота. А я составляю списки из новинок таких издательств, как «КомпасГид», «Самокат», «Розовый жираф», и многих других. В нём могут быть и крутые энциклопедии, и графические романы, которые сами по себе никогда в жизни к этим деревенским детям не попадут. Всего за 4 года мы отвозили книги в 10—12 деревень. Мы привозим книги, я провожу небольшую лекцию о том, в чём их важность, какие проблемы они поднимают. То есть я и сама стараюсь хотя бы частично их прочитать. Когда я вижу, что мы попали в тему, которой интересуются дети, что эта книга им действительно нужна, я по-настоящему счастлива.

Книги стоят дорого; бывает, только подумаю: «Ох, вот сейчас накуплю!» — а потом складываю в корзину и понимаю, что нет. За один аукцион мы зарабатываем максимум тысяч семьдесят, а есть такие детские издания на двадцать страниц, которые стоят по две тысячи. Мы, конечно, задумывались, что было бы неплохо связаться с издательствами: они бы делали нам скидки, или вписали бы нас в какой-нибудь благотворительный проект. Но пока мне просто лень этим заниматься. Привозим коробок по пять, и этого в принципе хватает.

Мы очень хотим делать хорошие дела чаще, но порой обстоятельства бывают против. Некоторые деревни находятся очень далеко, можно четыре часа ехать, и всё ещё будешь в Нижегородской области. В дождь на легковушке туда просто не проберёшься. Иногда и сами библиотекари в процессе телефонного разговора отказываются. Не понимают, почему это бесплатно, что за проект, в чём подвох — они бы лучше за эти деньги окна новые вставили. Какие окна, вы о чём? Вдруг эта архитектурная энциклопедия попадёт в нужные руки и полностью изменит жизнь маленького человека, который так бы её никогда не увидел? Это абсолютно альтруистическая история, но у меня всё нормально с интуицией. Я знаю, что это всё не просто так».

Если вы знаете сельские библиотеки в Нижегородской области, которым нужны книги, найдите почту Марии на сайте газеты «Селёдка» и напишите. А если вы не из Нижегородской области, то вдруг эта история вдохновит вас повторить подобный проект и в вашем регионе? Ведь действительно не знаешь, в каком русском селе подрастает новый Ломоносов!