Текст: Петр Моисеев
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложки взяты с сайтов издательств
Когда демографы прогнозировали всплеск рождаемости после самоизоляции, вряд ли кто думал, что среди «детей карантина» будет и несколько околодетективных изданий. И то сказать — маски с перчатками действительно предоставляют простор для придумывания загадок. Что же получилось у русских авторов?
Начнем с недавно завершившегося проекта «Трое в карантине и другие неприятности», который в скором времени должен появиться в бумажном издании. В нем отметились Антон Чиж и его ученицы (участницы воркшопа, который Чиж проводил в прошлом году) Марта Яскол и Евгения Ветрова. Каждую неделю один из трех авторов выкладывал на «Литресе» очередную криминальную новеллу из жизни трех подруг, переживающих карантин в разных уголках Европы. Героиней Чижа стала праправнучка его постоянного героя Родиона Ванзарова — Варвара; героини Яскол и Ветровой — ее подруги.
Хотя при публикации авторы чередовались, но рассматривать результат их трудов лучше все-таки по персоналиям. Итак, что получилось у Чижа? Три истории из жизни юного театроведа (стало быть, коллеги Чижа по базовому образованию), застрявшего (точнее, застрявшей) в Италии весной нынешнего года. В первой новелле «Пульчинелла» героиня снимает номер в маленькой итальянской гостинице и становится свидетельницей нескольких убийств в доме напротив, причем странно, что она единственная, кто эти убийства замечает. Загадка интригующая, но разгадка разочаровывает: объяснение таково, что Варвара с тем же успехом могла бы находиться, например, под гипнозом. Все-таки настоящий детектив начинается там, где сыщик и преступник играют на равных. Зато вторая история Чижа - «Бригелла» - лучшая во всем цикле. Здесь все еще не уехавшая из Италии Варвара селится уже не в гостинице, а на съемной квартире. Разумеется, на новом месте — новая загадка: хозяйка приняла решение о сдаче квартиры настолько внезапно, что подружка и соседка по подъезду ничего не знает, а сама хозяйка явно не взяла с собой никаких вещей; кроме того, в квартиру ломится подозрительный громила — тоже утверждает, что снял квартиру. В какой-то момент кажется, что все объяснится так же, как в «Пульчинелле»… но, к счастью, это иллюзия. Ну а третья новелла, «Арлекин», хотя и читается с интересом, ничего детективного в себе не содержит. Варвара поступает в референты к итальянской графине и вместе с ней отправляется отдыхать в пансионат. Там происходят убийства — но мотив ясен с самого начала, непонятно лишь, кто из присутствующих виновен. Впрочем, в финале открывается любопытный факт, связанный с тем, как убийце удалось застать жертв врасплох. Если бы на этом обстоятельстве был сделан акцент — получилось бы интереснее.
На втором порядковом месте Марта Яскол — она же и вторая по качеству работы, хотя Чижу уступает значительно. Ее героиня — актриса Кира Богданова, которая сперва самоизолируется в обсерваторе под Саратовом, потомки с приключениями добирается домой в Питер и, наконец, оказывается в центре странноватой истории уже на малой родине. Яскол явно старается придумать нечто детективное или подбирающееся близко к детективу. В первой, «саратовской» новелле одна из актрис театральной труппы найдена мертвой в своей постели, причем, как догадывается читатель, несчастную Виолетту убили. Но ничего по-настоящему детективного в этом сюжете нет: конечно, убийцу мы поначалу не знаем — ну так ведь это еще не загадка. Да и вычислить злодея нетрудно — вся нужная информация здесь есть, но подана так неловко, что увязать ее в единое целое и понять, что именно произошло, наверное, сможет даже не слишком опытный читатель. Впрочем, само желание начинающей детективистки незаметно подбросить читателю ключи к происходящему, безусловно, здоровое. Хорошо и то, что каждая последующая новелла Яскол лучше предыдущей: во второй («дорожной») уже есть небольшая загадка: Кира отправляется на машине в компании саратовского блогера, а на них вдруг начинают вести немотивированную охоту какие-то плохие парни. Разгадка этого странного преследования не поражает воображения, но все-таки шаг вперед по сравнению с первой историей налицо. В третьей, «петербуржской», новелле Яскол «Не узнаю вас в гриме!» четко выраженной загадки нет — у старушки-пенсионерки, соседки Киры, снимают со счета все ее сбережения. Однако финальное объяснение показывает, что история эта сложнее, чем казалась на первый взгляд, хотя все необходимые сведения читателю сообщались заранее. Яскол, хотя и не придумала остроумной загадки, все же постаралась честно обмануть читателя.
Чего не скажешь о Евгении Ветровой, присутствие которой в этой компании выглядит странно. Ее героиня — бьюти-блогерша, что уже само по себе внушает опасения. Опасения оправдываются: Настя — гламурная девица, не слишком отягощенная интеллектом и озабоченная не столько разгадыванием головоломок (их у Ветровой и нет вовсе), сколько успехом блога и личной жизнью. Лишь в третьей истории, «Снимая маски», сюжет если и не детективен, то хотя бы мало-мальски закручен.
Второе (точнее, первое — по времени появления) дитя карантина, о котором я скажу, - сборник издательства «Эксмо» «Детектив в маске». Здесь авторов гораздо больше, чем в сборнике Чижа и Ко… но процент интересных произведений примерно такой же. Как и в случае с «Тремя на карантине», настоящих, безоговорочных детективов почти что нет. Неплохо смотрятся поставленные в начало книги (видимо, туда, откуда берется «ознакомительный фрагмент») новеллы Георгия Ланского «Сыщик с косичками» и Елены Логуновой «На земле мир». В принципе, ничего особенного в них нет, однако у Ланского радуют логические рассуждения девочки-подростка, вычисляющей, кто и зачем стащил ноутбук у ее вредной тетки (две семьи — на ножах друг с другом — оказались в одном доме во время самоизоляции). У Логуновой налицо любопытная загадка: в старом доме, где всего-навсего 24 квартиры и все друг друга знают, во время карантина к кому-то приходит доктор. В скором времени выясняется, к кому именно — но тут-то и начинаются странности: он, оказывается, ходит уже три недели, а до сих пор его никто не видел; и должен-то он, строго говоря, не ходить, а ездить на служебной машине. В общем, странная история. Ну и разгадка вполне пристойная — все мелкие фактики увязаны воедино; есть, правда, у этой новеллы привкус дамского романа — но, в принципе, его можно и проигнорировать.
После очень слабых «Танцев маленьких лягушат» Дарьи Калининой (очень наивной и неправдоподобной истории о маньяке) идет тоже неправдоподобная и неестественная «Тайна Розы» Марии Спасской, где финальный поворот (скорее новеллистический, чем детективный) все же оказывается вполне неожиданным. Еще лучше смотрится «Концерт онлайн» Татьяны Бочаровой, не слишком гладкий в литературном отношении, но с загадкой и — редкий случай в обоих проектах — действительно неплохо обыгранной «карантинной» темой: во время онлайн-репетиции музыкального ансамбля скрипачку похищают из ее квартиры прямо на глазах у товарищей. Когда руководитель ансамбля добирается до той квартиры… выясняется, что девушка уже несколько дней как уехала, а стало быть, сегодня из этой квартиры ее никто похитить не мог. Разгадка чуть менее неожиданная, чем могла бы быть, если бы некоторые факты были сообщены более искусно, но впечатление все же приятное. Татьяна Гармаш-Роффе и Анна Князева (из авторов, вошедших в сборник, от них ждешь больше всего) в этот раз не стали мудрствовать и угостили читателя недетективными, но бойкими и занимательными (местами захватывающими) историями «Место для двоих» и «Полуденный ужин» соответственно. «Пицца для одного» Рины Осинкиной бродит где-то в окрестностях детектива (у главной героини в период карантина живет племянница, которая ведет себя странно), но так и не находит твердой почвы под ногами. «Подкова на счастье» Людмилы Мартовой — очень милая мелодрама, рассказ Анны и Сергея Литвиновых «Любимый неизвестный» - тоже мелодрама, но не очень интересная. «Арабские сказки» Елены Гординой, судя по всему, начало романа — также дамского и не внушающего больших надежд.
Какая из всего этого следует мораль? Мораль будет двоякая… и не очень оригинальная. Во-первых, модная тема не обеспечивает достойного художественного результата. Это тем более обидно, что обстановка самоизоляции действительно могла быть с толком использована детективным жанром. Особенно обидно за «Троих в карантине» - замысел был хороший, но… младшие участницы трио откровенно «не потянули» (хотя Марта Яскол и старалась), да и три новеллы Чижа неплохи — но не более того. Что же касается «Детектива в маске», то тут часть авторов, судя по всему, восприняла проект как проходной. Но вторая мораль заключается в том, что детективная новелла — это лакмусовая бумажка для автора. Недоделки гораздо легче спрятать в романе. А вот новеллу лучше написать идеально — или не писать вообще.