29.09.2020
Книжные новинки

Детство. Отрочество. Важные годы

В нашей новой подборке — три научно-популярные публикации, которые помогут школьникам, подросткам и молодым людям лучше понять друг друга и самих себя

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств

Текст: Ольга Разумихина

Виктор Пономаренко. «Практическая психология для ребят. Семь эмоций семи королевств»

М.: АСТ, 2020

Одно тысячелетие сменяется другим, а психологи всё не оставляют попыток поделить человечество на несколько групп. В IV в. до н. э. Гиппократ создал учение о четырёх темпераментах, и все вокруг стали кто холериком, кто сангвиником, кто флегматиком или меланхоликом; в ХХ в. появились соционика и психософия. Вот и автор нынешней новинки разработал свою методику, которую подробно описал в книге «Практическая характерология. Методика семи радикалов». «Практическая психология для ребят...» же — это адаптация «для самых маленьких», причём удачная.

Психолог Виктор Викторович Пономаренко — специалист, густо увенчанный лаврами, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством»; помимо частных консультаций он ведёт бизнес-тренинги и курсы по социальной психологии и управлению персоналом. В основе его методики лежит разделение людей на семь типов — на основании того, какой «радикал» преобладает в его характере. Психолог выделяет семь радикалов:

• истероидный (личность-«конструктор», мастерски привлекает к себе внимание; жаждет признания, но не выдерживает рутины);

• эпилептоидный (в силу ослабленной нервной системы старается подчинить всё вокруг строгому порядку, предельно требователен, в том числе к себе);

• паранояльный (трудоголик, который не разменивается на мелочи; не видит препятствий на пути к достижению даже глобальных целей);

• эмотивный (человек тонко чувствующий, альтруист, интуитивно чувствует гармонию);

• шизоидный (эдакий «сумасшедший профессор»: изменить мир для него легче, чем запомнить, в какой руке держать нож, а в какой — вилку);

• гипертимный (несколько неряшливый и поверхностный, зато жизнерадостный и «компанейский»);

• тревожный (пессимист-аккуратист, излишне осторожный и потому лучше всего справляющийся с рутинной работой).

В «Практической психологии для ребят...» представители каждого типа живут в отдельном королевстве. Семилетнему Павлику — посланнику феи, у которой закончились корешки для волшебного снадобья — предстоит посетить их все. Но к каждому монарху нужен особенный подход. Так, истероид Показуха Единственный-Великолепный не отдаст мальчику корешок, пока тот не осыплет его подданных комплиментами, а эпилептоид Параграф Восьмой Суровый для начала изучит его анкету и отправит обивать пороги разных инстанций.

Книга Пономаренко не только учит ребят (да и взрослых тоже) простой истине — все характеры нужны, все характеры важны, — но и даёт понять, что каждый человек требует особого подхода. И нет, это не манипуляция, а просто бережное обращение, в котором нуждаются все, даже закоренелые циники. Так что «Практическая психология для ребят...» станет прекрасным подарком родителю, который хочет воспитать тактичного и отзывчивого ребёнка. Главное — объяснить юному читателю, что учение о разных типах характеров — лишь основа: любой человек намного глубже и интереснее, чем описание его «радикала».

дэна бойд. «Всё сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»

Пер. с англ. Юрия Каптуревского. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020

Следующая работа в нашей подборке ищет ответ на вопрос, чем же подростков так привлекает виртуальная реальность. В студенческие годы дэна бойд задумалась, настолько ли школьники зависимы от гаджетов и соцсетей, насколько об этом сокрушаются их родители, и написала на эту тему целую диссертацию, после чего решила переделать её в научно-популярную книгу. Результат — перед нашими глазами. (И да, имя и фамилия со строчной буквы — это не опечатка: автор настаивает, что именно так и следует писать. Странно, но почему бы и нет.)

Юноши и девушки действительно проводят в обнимку с гаджетами прорву времени, утверждает дэна бойд, но на то есть уважительные причины. Увы, в нынешнем веке подростки не могут встречаться с друзьями на улицах, на дискотеках или в торговых центрах (по крайней мере, так часто, как хотелось бы). Вечно занятые родители переживают, как бы с их чадами чего не случилось, и нагружают их всем подряд: это и банальная работа по дому, и посещение престарелых родственников, и разные кружки и секции. Поэтому теперь площадками, где можно «потусить» со сверстниками, становятся фейсбук, твиттер и прочие соцсети. Но и там родители пытаются неусыпно контролировать детишек: они добавляются к ним в друзья или просматривают их профили с фейковых аккаунтов, а то и вовсе «взламывают» страницы, чтобы прочесть переписку и убедиться, что в ней нет ничего предосудительного. Обнаружив же нечто подозрительное, родители закатывают скандалы — и даже не пытаются разобраться, что скрывается за той или иной шуткой, зачастую невинной. Так что борьба за право подростка иметь гаджет становится борьбой за личное пространство.

На протяжении трёхсот с лишним страниц бойд погружается в историю развития информационных технологий; приводит выдержки из интервью с подростками, увлечёнными соцсетями; анализирует интернет-сленг; рассуждает о целевой аудитории самых популярных ресурсов, таких как Facebook, Twitter и MySpace, об их настройках приватности, о способах защиты от «местных» сексуальных хищников и мошенников. Однако ключевая мысль работы проста: интернет — это не столько «чудесная пилюля», способная в мгновение ока сделать из школьника дурачка (или, наоборот, гения), сколько ещё один камень преткновения в вечном противостоянии отцов и детей. А основная проблема, как обычно, в том, что представители старшего и младшего поколений не привыкли разговаривать по душам.

Мэг Джей. «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом»

Пер. с англ. Натальи Яцюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020

Узнав об особенностях мышления младших школьников и подростков, разберёмся, чем живут так называемые «миллениалы» и «зумеры» — молодые люди и девушки, которым сейчас 20 с небольшим. В этом нам поможет книга американки Мэг Джей, которая преподаёт клиническую психологию в Университете штата Вирджиния — и, подобно своему российскому коллеге Пономаренко, занимается частными консультациями. Именно эти консультации — а точнее, рассказы клиентов Джей — и стали основой работы «Важные годы...», где автор, предваряя каждую главу цитатами из классиков и методично ссылаясь на уважаемых исследователей, доказывает, что тратить драгоценное время впустую — плохая идея. Особенно когда тебе только-только исполнилось 20 и кажется, что впереди вся жизнь, — а раз так, есть ли смысл торопиться с поиском работы и серьёзных отношений?

Так вот, смысл есть, утверждает миссис Джей. Более того: беззаботные гуляки, которые к четвёртому десятку не сумели накопить «капитал идентичности» (то есть набор умений и рекомендаций, благодаря которым можно, например, устроиться на хорошую работу), зачастую приходят к Мэг на грани депрессии: им, как говорится, мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Однако не будем набрасываться на молодёжь с гневными проповедями, ведь «прожигание» жизни — далеко не всегда следствие банальной лени. Миллениалы, утверждает Мэг Джей, ощущают себя выброшенными в океан возможностей: берега нигде не видно, куда плыть — непонятно. Если ещё полвека назад после института было принято сразу же жениться и устраиваться на работу, то нынешним молодым людям кажется, что можно заняться чем угодно, и в итоге они не занимаются ничем: так работает защитная реакция психики, если человек боится принять ответственность за собственную жизнь (или, осознав её и сделав первые шаги в каком-либо направлении, потерпят неудачу). А тут ещё и так называемая «тирания долга». Молодые люди каждый день слышат от родных, что они должны: поступить в университет, в магистратуру, снять отдельное жильё, жениться, родить ребёнка… Но разве можно принимать важные решения под таким давлением? На примере своих клиентов Мэг Джей рассуждает, как, с одной стороны, найти то, что нравится именно тебе, а с другой — не «сломаться», если что-то пошло не так.

Кому-то из читателей работа миссис Джей, возможно, покажется однобокой; ведь далеко не всем нужно иметь стабильный заработок, дом и семью. Да, клиенты писательницы приходили на терапию, потому что они разочаровывались в праздной жизни, — но есть и прирождённые весельчаки, которые никогда ни о чём не жалеют: эдакие Большие Лебовски среди нас. Но, так или иначе, Джей пишет о проблемах, которые действительно актуальны для миллионов двадцати- и тридцатилетних, — и пишет со знанием дела, так что прислушаться к ней стоит.