Текст: Андрей Мягков
Несмотря на развитие интернет-торговли, поискать и пощупать книги ладошками в офлайн-режиме — до сих пор одно из главных читательских удовольствий. И если на грядущей ММКЯ (в маске, перчатках и с соблюдением всех остальных мер безопасности) вы собираетесь заняться именно этим, то мы, прямо как известные герои диснеевского мультфильма, спешим на помощь. В нашей десятке свежеиспеченных — в смысле с пылу с жару — книг вас уже заждался нон-фикшн самого разного пошиба: от классического научпопа до гибрида эпистолярного жанра с биографией. Но важно помнить, что пышущих жаром новинок на ярмарке хоть отбавляй, а мест в нашем списке всего десять; ваш первооткрывательский задор наверняка понял, к чему мы клоним.
1. Артем Рондарев. "Эпоха распада"
М.: Рипол-Классик, 2020
Артем Рондарев - более чем видный музыкальный журналист, пару лет назад выпустивший сборник статей об отечественной музыке, в котором и Глинке место нашлось, и Цою. В новой книге, премьера которой как раз состоится на ММКЯ, Рондарев уже не ограничивает себя границами РФ и замахивается, как декларирует обложка, аж на летопись музыки XX века. И это совсем не тот случай, когда замах на рубль, а удар сами знаете какой.
Книга основана на цикле лекций о современной музыке, прочитанных автором в Высшей школе экономики. При этом Рондарев кличет себя не музыковедом, а именно журналистом, что хорошо демонстрируют тексты: они по-журналистски внятные и с радостью принимают в свои объятия любых читателей, в том числе абсолютных музыкальных профанов. И все-таки книга выросла из университетского курса, так что без готовности прилагать определенные усилия браться за нее вряд ли стоит. А вот если вы хотите разложить в своей голове по полочкам все многообразие жанров - от академической музыки до джаза и рок-н-ролла, - понять, откуда что это бралось и как развивалось, да и просто узнать о музыке прошлого века плюс-минус все самое важное - то браться стоит обязательно. Сперва, впрочем, можете пройти наш музыкальный тест по мотивам новинки.
2. Джонатан Рауш. "Добрые инквизиторы. Власть против свободы мысли"
Пер. с англ. Карины Назаретян. М.: Corpus, 2020
Вопреки названию, это совсем не памфлет супротив государственной цензуры, хотя и про авторитарные режимы, взваливающие на себя роль "добрых", а то и не слишком инквизиторов, тоже расскажут. Но прежде всего Джонатан Рауш - американский журналист, сотрудник Института правительственных исследований в Вашингтоне - обращает наше внимание не на внешние ограничения, а на внутренние. Потому что именно с них начинается любая цензура - как исходящая от различных органов власти, так и всецело самостоятельная.
Главное, на чем делает акцент Рауш: свобода слова — это важнейшая моральная ценность. Причем не просто ценность в вакууме: развитие знания и прогресс, доказывает автор на протяжении почти 300 страниц, наиболее эффективно происходят в обществах с либеральной интеллектуальной системой, где свобода слова и мысли не ограничены и находятся на саморегулировании. А стопорят этот процесс не только центральная власть, которая, искореняя "заблуждения", лишь поневоле насаждает другие заблуждения, близкие себе, но и такие прекрасные в своих основаниях вещи, как политкорректность и уважение к меньшинствам. Книга была написана еще на рубеже веков, но глядя, как сегодня эти инструменты равноправия становятся инструментами цензуры, а угнетенные - угнетателями, понимаешь, что самое время вчитаться в Рауша повнимательнее.
3. Дэвид Гребер. "Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда"
Пер. с англ. Армена Арамяна и Константина Митрошенкова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020
Не самая свежая - вышла еще в начале лета, - но до сих пор самая горячая новинка Ad Marginem: задорный антропологический трактат о том, почему большую часть жизни мы делаем то, в чем не видим ни малейшего смысла, и почему даже та работа, которую мы любим, почти всегда сопровождается таким количеством абсурдных и раздражающих "но", что любовь живет не дольше бабочки.
Ответ, собственно, лежит на поверхности - так заведено. Но это, простите за тавтологию, крайне поверхностный ответ. В том, почему так заведено, как раз и разбирается Дэвид Гребер, тщательно перебирая исторические, социальные и политические причины настолько повсеместного распространения бредовой работы. А еще он, конечно, объясняет, почему мы считаем ее бредовой, даже (особенно!) когда получаем за нее огромные деньги, и как это не дает нам быть счастливыми. И вдобавок рассказывает, почему при текущем общественно-политическом устройстве (автор, как можно догадаться, придерживается левых взглядов) бессмысленной работы будет становиться только больше. И даже предлагает возможный выход из этого тупика (спойлер - безусловный базовый доход). В общем, чудо, а не книга.
4. Александр Чанцев. "Ижицы на сюртуке из снов: книжная пятилетка"
СПб.: Алетейя, 2020
Вот и до литературоведения добрались: писатель, критик и японист Александр Чанцев издал свои лучшие тексты о книгах, написанные за последние пять лет. Таковых набралось аж на 700 страниц, и внушают уважение они не только количеством, но и разнообразием: и рецензии на недавние новинки, и вдумчивое литературоведение по мотивам классики, и даже интервью: как взятые Чанцевым, так и взятые у него. Плюс автор не ограничивается пространством русской словесности - целый раздел посвящен англоязычным, еще не переведенным книгам. А еще есть отдельно вынесенные статьи о книгах про музыку и музыкантов...
Словом, это внушительная литературная экскурсия, и экскурсовод из Чанцева что надо. Ну и приятная мелочь - некоторые тексты автор сперва публиковал на нашем портале.
5. дэна бойд. "Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях"
Пер. с англ. Юрия Каптуревского. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020
Новинка от издательского дома Вышки прямиком к началу учебного года: перевод бесконечно актуальной книги о том, как вести себя с детьми, громадная часть жизни которых стала проходить в социальных сетях - и часто то, что можно там увидеть, заставляет взрослых волноваться. Впрочем, дэна бойд (это псевдоним, и пишется он именно так, в нижнем регистре), эксперт по молодежной культуре и технологиям, уверяет что в большинстве случаев с детьми все в порядке, и развеивает гору предрассудков на этот счет. Написана книга популярно, но научно аргументированно: несколько сотен респондентов, разные социальные слои и субкультуры, и все это обработано с применением обширного социологического инструментария. Автор, как в лучших образцах прикладной социологии, избегает деления на черное/белое, и вместо этого дает родителям повод присмотреться к себе: ведь часто корень проблемы, если это вообще проблема, кроется именно во взрослых.
6. Алексей Иванов. "Быть Ивановым. Пятнадцать лет диалога с читателями"
М.: Альпина нон-фикшн, 2020
Главная ударная сила "Альпины" на грядущей ярмарке - премьера корреспонденции Алексея Иванова, автора того самого географа, который глобус пропил, и еще множества народных литературных хитов. Так что удивляться, что Иванову пачками приходят электронные письма от благодарных - и не очень - читателей, не приходится. Удивление вызывает лишь то, что Алексей так добросовестно на них отвечает, и что переписку писателя объемом в 15 лет решили издать отдельной книгой. Впрочем, вот это "добросовестно" очень быстро объясняет издательское решение: Иванов подошел к делу настолько искренне и так высоко закатав рукава, что общение с читателями превратилось в социально-литературный нон-фикшн, в котором нашлось место не только разговорам о писательстве, но и о том, как и чем живет сегодняшняя Россия. «А ВООБЩЕ ВЫ РОССИЮ-ТО ЛЮБИТЕ?», «ЧТО НЕ ТАК С НАШИМ ОБЩЕСТВОМ?», «ЧЕМ БОЛЬНА У НАС КУЛЬТУРА?», «МОЖЕТЕ НАУЧИТЬ ПИСАТЬ РОМАНЫ?», «Я ЗАДАМ ВОПРОС О ЛИЧНОМ, ХОРОШО?» - названия глав очерчивают круг затронутых тем и без меня.
Отдельно хотелось бы сказать, что у "Альпины" традиционно отличное представительство: на ярмарке вы можете застать и только-только отпечатанную "Анатомию заблуждений" Никиты Непряхина, этакое руководство по критическому мышлению, и, возможно, лучший антропологический нон-фикшн этого года "Хлопок одной ладонью" - есть из чего выбрать.
7. Павел Басинский. "Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины"
М.: Молодая гвардия, 2020
Еще один эпистолярный экзерсис - и тоже от одного из самых популярных в нашем отечестве писателей, Павла Басинского. Главный амбассадор Льва Толстого в современной русской литературе на этот раз написал книгу о его жене, Софье Андреевне - да не простую, а в формате переписки с поэтом и прозаиком из Санкт-Петербурга Екатериной Барбанягой. Из этих диалогов, обеспечивающих уместную полифонию мужского и женского начал, и состоит биография одной из самых известных писательских жен.
Словом, на подходе очередной бестселлер, но слишком уж вдаваться в подробности не будем: о книге мы уже рассказывали.
8. Ксения Кнорре Дмитриева. "Найден, жив! Записки о поисковом отряде «Лиза Алерт»
М.: Бомбора, 2020
Очень важный зверь - книга о буднях поискового отряда "Лиза Алерт", который уже 10 лет помогает разыскивать пропавших без вести. Ксения Кнорре Дмитриева руководит его пресс-службой, проживает в этом зазеркалье день за днем, так что знает ответы на многие вопросы. Как организована работа отряда? Кто пропадает чаще всего? Как сотрудники общаются с родственниками пропавших, имеют ли право их обнадеживать? Что, в конце концов, движет этими людьми, которые посреди ночи срываются на поиски совершенно незнакомого человека и, сколько бы усилий они ни прилагали, регулярно сталкиваются со смертью? Дмитриева, несмотря на серьезную тему, нередко заставляет читателя улыбаться, и то, с какой интонацией она маневрирует между безнадегой и забавными историями, заслуживает громадной похвалы: такое и в художественной прозе не всякому автору удается. А потому не удивляйтесь, если вас потянет записаться в поисковый отряд.
Кроме того, в книге собраны практические советы по профилактике пропаж для всех возрастов, от детей до стариков. Каждому, конечно, хочется верить, что он и его близкие никогда не окажутся в этом зазеркалье, и тем не менее, каждые 6 часов в России пропадает - и не находится - один ребенок. 4 ребенка за сутки, 28 за неделю. Возможно, эта книга поможет хоть немного уменьшить данные цифры.
9. Маргарет Ливингстон. "Искусство и восприятие. Биология зрения"
Пер. с англ. Александры Громовой. СПб.: КоЛибри, 2020
Нейробиолог из Гарварда рассказывает о том, как восприятие искусства связано с особенностями нашего зрения - ну как удержаться от такого чтения! Удерживаться и не стоит: на страницах, полных иллюстраций, заботливо переведенная на русский Маргарет Ливингстон подробно объяснит вам, почему, скажем, улыбка Моны Лизы кажется нам загадочной, как художники обманывают наш мозг, создавая на картинах объем и заставляя поля ржи колоситься, и насколько вообще наше эстетическое восприятие зависимо от нашего биологического функционала (спойлер - сильно). Живописью дело не ограничится: разговор коснется и рекламы, и графического дизайна, и - казалось бы - музыки.
Не самая дружелюбная книга, но если вам по-настоящему интересна подноготная искусства, то читательские усилия окупятся с лихвой.
10. Олег Ивик. "О брачной и внебрачной жизни"
М.: Новое литературное обозрение, 2020
Перед нами энциклопедия брака и сексуальной жизни человечества - с древних, как говорится, времен, и до наших дней. Про древние времена не шутка - отсчет ведется аж от Древнего Египта, и люди с тех пор накопили такой багаж свадебных обрядов, сопутствующих юридических практик и сексуальных традиций, что хватит на десяток томов, не то что на 600-страничную книгу; авторы вдобавок обращаются не только к истории, но и к мифам, что делает поле для исследований совсем уж необъятным.
На такие темы часто говорят вперемешку с нервными смешками, вот и авторы не отказывают себе в удовольствии посмеяться, тем самым стряхивая иногда с читателя возможную неловкость. Это тем более уместно, что книга не пытается притворяться фундаментальным исследованием - напротив, всячески подчеркивает, что она научпоп самого дружелюбного извода.
Кто-то мог заметить, что я говорю "авторы", а автор значится один. Никакой ошибки нет - просто под псевдонимом Олег Ивик объединили творческие усилия журналист Ольга Колобова и археолог Валерий Иванов; вдвоем оно, как показывает практика, сподручнее.
Бонус: Михаил Визель. "Пушкин. Болдино. Карантин. Хроника самоизоляции 1830 года"
М.: Бослен, 2020
Легко напороться на обвинения в ангажированности, а потому книга нашего шеф-редактора проходит вне конкурса. Однако по гамбургскому счету сказ о том, как плодотворно Пушкин пережил холерную Болдинскую осень, удивительно похожую на нашу ковидную весну - вплоть до неравнодушия к гречке - по праву украсит любой книжный список и тем более полку. Во-первых, у книги крайне занятная оптика - повествование строится на анализе писем, отправленных Пушкиным из карантинного заточения своей невесте, друзьям и коллегам. Во-вторых, просто посмотрите, какая стильная обложка. А в-третьих, если вы до сих пор ищете в моих словах скрытую рекламу, почитайте наш проект "Пушкин в карантине", из которого и выросла книга. Подозрения отпадут сами собой.