25.12.2020
Light

Убийственное Рождество

Почему писатели именно в праздничные дни так полюбили травить, резать и душить своих героев – и какие детективные книги читать, если вам это тоже по нраву?

commons.wikimedia.org
commons.wikimedia.org

Текст: ГодЛитературы.РФ

Пандемия оставила нас без шумных рождественских базаров и массовых гуляний, которые должны были случиться в католическом мире уже 25 декабря; ВОЗ советует пореже снимать маски и собираться максимум по шесть человек – неплохая, к слову, завязка для детектива.

Многие известные литературные сыщики расследовали преступления, совершенные как раз в Рождество, хотя реальная статистика утверждает, что в праздники закон преступают не чаще, чем в любые другие дни. Но литературному миру никакая статистика не писана: "Рождество Эркюля Пуаро" Агаты Кристи, "Голубой карбункул" Артура Конан Дойла, "Рождество в доме Мегрэ" Жоржа Сименона, "Кровавое Рождество" Реджинальда Хилла, "Рождественская вечеринка" Рекса Стаута – криминальная обстановка в художественной литературе под Рождество заметно накаляется. Но с чем это связано?

Ответ, думается, лежит на поверхности. Рождество – самый умиротворенный и светлый праздник; тем ярче контраст с совершаемым преступлением и сильнее читательский отклик.

Да и погода располагает. Классический сюжет «рождественского» детектива – снегопад заваливает дом/усальбу/отель/поезд, группа людей оказывается в заточении, в этот-то момент и совершается убийство, а то и несколько. Круг подозреваемых ограничен, и читатель поневоле включается в детективную игру.

Даже Королева детектива Агата Кристи «любила убивать» в Рождество – в знаменитой «Мышеловке», пьесе, действие которой происходит в отеле (естественно, отрезанном от всего мира из-за снежной бури), совершается убийство, и постояльцы (конечно, все подозрительные) пытаются вычислить убийцу. Рождество напрямую не указывается как время действия, но все и так понятно из контекста. Кстати, «Мышеловка» попала в Книгу рекордов Гиннесса еще в середине семидесятых как наиболее часто показываемое театральное произведение. В одном только Лондоне до пандемии ее показывали восемь раз в неделю.

В романе "Рождество Эркюля Пуаро" время действия, напротив, никак не маскируется. На праздник в загородный дом приезжают гости – дети и прочие родственники престарелого миллионера, собравшиеся вместе впервые за двадцать лет. Как водится, хозяина дома убивают, и под подозрение попадают все: и родственники убитого, и слуги... Эркюль Пуаро как раз гостит неподалёку и, конечно, помогает инспектору местной полиции распутать это дело.

Схожий сюжет и у «Рождественской вечеринки» Рекса Стаута: в ходе понятно какого торжества отравлен миллионер Курт Боттвайль, и знаменитый сыщик Ниро Вулф вместе со своим помощником Арчи Гудвином в очередной раз доказывают, что для них не существует неразрешимых загадок и нераскрываемых преступлений...

Традиции рождественского детектива блюдет и Сирил Хейр в «Чисто английском убийстве», романе, который лег в основу легендарного одноименного фильма. Снова аристократы собрались на Рождество в роскошном загородном особняке, снова они отрезаны от мира снегопадом, снова одного из них настигает загадочная смерть.

Авторы таких историй к удовольствию читателей часто эксплуатируют символы Рождества. Так, в конандойловском «Голубом карбункуле» гуся, обязательного на праздничном столе, «разоблачает» Шерлок Холмс, а французский Санта-Клаус Пер-Ноэль в романе Жоржа Сименона «Рождество для Мегрэ» приносит девочке подарок и заодно вскрывает тайник под паркетом комнаты, в которой спит ребенок.

Такие остросюжетные развлечения, несмотря на некоторую шаблонность, пользуются неизменным спросом у читателей. Неудивительно, что ретросборник рождественских детективных рассказов вышел в этом году и у нас — "Убийственное Рождество. Детективные истории под елкой" загодя был издан "Эксмо". И хотя наши преступники, в отличие от западных, отмечают Рождество по другому календарю, сути это не меняет: они точно так же строят коварные планы, пользуясь всеобщей расслабленностью. А противостоят им сыщики, созданные отечественными мастерами жанра: Николаем Свечиным, Валерием Введенским, Андреем Добровым и Иваном Погониным.