САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Николай Свечин между двумя революциями

«Если в книге Свечина так написано, значит, так оно и было», — уверяют его верные (по)читатели

Свечин
Свечин

Текст: Дарья Щеглова

Фото Георгия Преображенского (предоставлено "Эксмо")

Встреча с писателем Николаем Свечиным прошла 12 сентября на «Винзаводе». Тема обозначена так: «Между двумя революциями 1905—1917». По левую руку от писателя - Юлия Селиванова, руководитель группы современной российской прозы издательства «Эксмо», а справа - Артем Булатов, руководитель Представительства Правительства Нижегородской области в Москве, и Сергей Попов, основатель галереи pop/off/art, в которой и проходила встреча - искусствовед и преданный поклонник автора. Николай Свечин общается со своим читателем редко. Поэтому ради public talk с писателем Сергей Попов распорядился разобрать действующую выставку. «Такое в галерее впервые. А вот эта голова Ленина перед вами - часть экспозиции», - пояснил он.

Между тем Николай Cвечин не стремится к публичности, но отнюдь не стремится и к праздности. У него уже вышло 24 книги, а в ноябре на ярмарке «Нон-фикшн» будет представлена еще одна - «Одесский листок сообщает». Сквозной герой книг Свечина - сыщик Алексей Лыков. На встрече автор рассказал о том, что изначально он не стремился провести одного героя через все книги, вышло случайно. «Шесть лет назад осекся - у меня получается сага! А я и совсем об этом не думал». Значит, что-то вроде Акунина с его Фандориным? Действительно, Свечин работает в жанре исторического детектива, родоначальником которого принято считать Акунина. «Акунин - человек, который вспахал эту целину, поднял жанр на хороший уровень. А мы все пользуемся его усилиями, он привил читателю интерес к жанру. Сейчас Акунин живет в Лондоне благодаря своему таланту и труду, на честно заработанные деньги».

Сейчас стартовый тираж каждой книги Николая Свечина составляет 10 тысяч экземпляров и продается за 2—2,5 месяца. За сегодняшними темпами стоят годы работы, изначально книга так не продавалась. Юлия Селиванова рассказала, что в 2019-м книги продаются лучше. «Хочется умудриться оформить так, чтобы заинтересовать молодого читателя, но и старого не потерять. Я в этой галерее впервые, все такое возвышенное, концептуальное. Сижу и думаю, может, выпустить небольшой тираж с каким-то очень крутым арт-оформлением, но кто же его купит... Вот вы купите обложку современного художника? Мы бы потратились».

Несмотря на приличные по современным меркам тиражи, Свечину до Акунина явно далеко. Юлия Селиванова объяснила это тем, что писатели, во-первых, существуют на рынке разное время, а во-вторых, все-таки отличаются жанрами. «Свечин - это смесь исторического романа и детектива, а у Акунина в чистом виде детектив, то есть Акунин более остросюжетен, находится внутри своего сегмента, а Свечин расположен между несколькими сегментами. Люди пишут отзывы о его книгах как об исторических романах. Я думаю, ниша исторического романа еще будет расти, но не конкретно в данный период. Акунин, в свою очередь, изо всех сил старается, чтобы его книги стояли не в разделе «Детективы», а в разделе «Современная российская проза». Это, по-моему, лукавство».

Многие читатели действительно относятся к романам Свечина как к историческим. Во время public talk из зала прозвучала реплика: «Если в книге Свечина так написано, значит, так оно и было. Я верю». Автор, в свою очередь, признался, что ошибки иногда бывают, но за них очень стыдно. «Я ошибки не люблю, если случается, сразу исправляю». Автор рассказал, что во время работы над книгой пользуется не столько архивами, сколько интернетом и помощью экспертов из разных городов, - из Казани, Тифлиса, Одессы. «Там меня знают и рады помочь».

Сейчас издательство и автор возлагают большие надежды на экранизацию сборника «Хроники сыска». Сборник состоит из восьми историй, для каждой - отдельная серия. Работа над сериалом планируется во второй половине следующего года. Вместе с этим готовится переиздание сборника в кинообложке.