25.03.2021
Фестивали

Записки в церковь о любви

Юрий Рост представил свою новую книгу «Круг» на non/fictio№22

Юрий Рост на презентации книги 'Круг'. / Фото: Татьяна Шипилова
Юрий Рост на презентации книги 'Круг'. / Фото: Татьяна Шипилова

Текст: Татьяна Шипилова

В Зону семинаров № 1 гости начали собираться заранее, ибо сразу было понятно: сейчас тут будет интересно. Татьяна Боднарук, руководитель издательства «Искусство–XXI век», пояснила, что предыдущая книга «Мир искусства Юрия Роста» была раскуплена настолько быстро, что пришлось в срочном порядке допечатывать тираж. Поэтому следующая книга «Круг» появилась вполне логично, практически следом, продолжая тему, но затрагивая более широкий круг.

Круг.

«Мой внук, которого тоже зовут Юрий, в первом классе отличился: когда его класс построили, он… вышел из строя. Видимо, сразу понял, что строй – это не та геометрическая фигура, в которой человеку комфортно жить. Любой строй. Строй – это организованная, иногда милитаризованная толпа. Другое дело круг. В строй тебя ставят, тебя строят, а в круг ты входишь сам. Круг ты сам выбираешь. Круг выбирает тебя. И там вход и выход открыт», – так определил значение круга для себя и для своей книги журналист и писатель Юрий Рост.

Книга эта рассказывает о людях ушедшей эпохи. «Это книжка – не мебель, – уверяет автор. – Ее можно оставить детям, она показывает время. Отборный материал. Сам отбирал».

Построена книга почти по алфавиту. Почти. Книга о друзьях, и с друзей она начинается. Юрий Рост вспоминает людей эпохи, связанных с искусством и не только с ним. На страницах книги Ролан Быков и чудесная история о том, как Пушкина убивали дважды. Первый раз – рукой Дантеса; второй – во МХАТе, когда сначала в спектакле «Медная бабушка» Александра Сергеевича должен был играть Ролан Антонович (и все пушкинисты были в восторге, лучшего актера и представить было невозможно), но советская публика имела свое представление о Пушкине: высокий, красивый, желательно блондин. В общем, Олег Ефремов. Который роль принял, но отыграл всего дважды, понимая, что он, увы, совершенно не Пушкин.

Галина Волчек, Резо Габриадзе, Георгий Данелия.

«Кин-дза-дза» – это же про наше будущее, считает Юрий Рост: «Когда мимо меня проезжает машина с мигалками, я встаю в позу, развожу руками и кричу: «Ку!» Они, конечно, ничего не понимают, но сделать ничего не могут: в руках-то у меня ничего нет».

И тут же фотография Анатолия Витальевича Дьякова, советского астронома и метеоролога, который, сосланный ещё в 1934 году на Алтай, в начале 1970-х годов предсказал засуху. А дальше Юрий Рост прочитал настоящую лекцию о том, как предсказывается долгосрочная погода.

«А это Миша Жванецкий, который никогда не называл себя писателем, только автором, но ведь обладал исключительным писательским талантом, единичным. Был у нас один Гоголь, один Салтыков-Щедрин, один Зощенко, а в наше время – один Жванецкий».

А, например, Отару Иоселиани, своему другу, Юрий Рост написал письмо о том, как надо уметь лениться: «Надо лениться. Лень – это проявление свободы. Лень это не безделье. Это большая нравственная работа. Безделье бессмысленно, а лень продуктивна. Если ты можешь написать одну хорошую книгу, зачем ты не ленишься писать три плохих?»

Дальше – фотография Капицы, которого писатель благодарит за знакомство с Сахаровым.

В этой книге – актёры, метеорологи, режиссёры, врачи, сценаристы, физики. «Это не пантеон. Это записки в церковь о любви», – характеризует свою новую книгу автор.