Текст: Людмила Прохорова
Журналисты часто говорят о кризисе литературно-художественных журналов, так называемых «толстяков». Но так ли это на самом деле? Четверо издателей журнала «Дружба народов» в первый день работы фестиваля «Красная площадь» должны были рассказать о том, кто читает и кому нужны «толстые» журналы. Однако до встречи добрался лишь писатель, заместитель главного редактора «Дружбы народов» Александр Снегирев.
Удивившись, что оказался в положении единственного спикера вместо участника дискуссии, Снегирев, тем не менее, не растерялся и обратился к гостям встречи с неожиданным заявлением: «Вы все литературных журналов, конечно же, не читаете. Вы наверняка пришли в этот шатер просто спрятаться от солнца. Это нормально. Я и сам не читаю литературные журналы, но я имею к ним отношение. Такая вот ирония моей судьбы. Имею отношение к отчасти похороненной, отчасти существующей части книжной литературной индустрии России, которая является наследницей огромной литературной традиции, существовавшей в Советском Союзе».
Тираж «Дружбы народов» во времена СССР, кстати, составлял 1,5 млн экземпляров, сейчас — тысячу. «Зато красивая обложка, — пошутил Снегирев. — И в каждом номере нам удается заполучить какой-нибудь интересный текст современного автора, который потом выйдет отдельной книгой. Мы вообще живем в парадоксальное время. Я говорю о бумажном журнале, который можно купить, и одновременно он совершенно бесплатно дублируется в «Журнальном зале». Хотите — покупайте бумагу, хотите — читайте бесплатно. Такой интересный выбор».
Как считает Снегирев, «толстяки» дают возможность прикоснуться к истокам важных литературных событий. Вот так, например, в 2017 году премию «Национальный бестселлер» получил роман Анны Козловой про сестер, страдающих шизофренией, «F20». И награжден он был, будучи опубликованным в журнале «Дружба народов». Впервые в истории премии была отмечена журнальная публикация.
«С одной стороны, толстые журналы находятся не в зените литературного процесса, но с другой — имеют отношение к настоящим бестселлерам и интеллектуальным, и коммерческим. Поэтому, если вы думаете потратить 400 или 500 рублей на какой-то современный роман, загляните лучше сначала в журнал, — советует Снегирев. — Вы будете иметь более объемное представление о литературе. Ведь литература — это не книги.
И очень интересно быть сегодня свидетелями ее видоизменения: как она переходит из осязаемой, пахнущей целлюлозой субстанции в цифровую бестелесность, где приобретает новые формы. Ведь даже когда мы смотрим сериалы, надо понимать, что мы имеем дело с литературой, с современным романом. Вспомните, как выходили новинки Достоевского и Толстого, они выходили точно так же, как сейчас выходят сериалы — сезонами. И более того, мне кажется, что наши с вами соотечественники вообще сформулировали формат сезонности. Литература — это восхитительная субстанция, которая окружает нас повсюду. В широком смысле слова литература — это ценности, которые придают смысл нашей жизни, делают ее настоящей. Писатели — не те, кто пишут книги, а те, кто формулируют смыслы. Часто это связанные вещи, но отнюдь не всегда».