16.09.2021
Кино и литература

"Дюна": какой получилась самая ожидаемая премьера года

Привет с большого Арракиса, или как Дени Вильнёв экранизировал Фрэнка Герберта

«Дюна» (англ. Dune), в титрах названа как «Дюна: Часть первая»— американский фантастический фильм режиссёра Дени Вильнёва, 2021 / kinopoisk.ru
«Дюна» (англ. Dune), в титрах названа как «Дюна: Часть первая»— американский фантастический фильм режиссёра Дени Вильнёва, 2021 / kinopoisk.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

Сегодня – День Большого Холивара в Рунете, который наверняка войдёт в историю. Он бы стал всемирным, но на Западе «Дюна» выйдет только 22 октября – одновременно с онлайн-премьерой. А везучий российский зритель может посмотреть опус Дени Вильнёва уже сейчас.

Экранизация романа Фрэнка Герберта, конечно, была обречена стать яблоком раздора при такой обширной и фанатичной базе поклонников. Вполне сравнимой с армией толкинистов. Соответственно и масштабная киноадаптация «Дюны» должна была либо стать для масскульта тем, чем в своё время стала трилогия Питера Джексона, либо обернуться грандиозным и обидным провалом.

Первая (состоявшаяся - умерщвлённый в зародыше вариант Алехандро Ходоровски не в счёт) попытка сделать из «Дюны» кино, предпринятая в 1984-м, вышла неудачной – её побыстрее постарались забыть и режиссёр Дэвид Линч, которому после этого пришлось перезапускать карьеру (с чем он, на наше счастье, справился более чем успешно), и тем более поклонники Герберта, не оценившие экспериментаторства и отступлений от текста. Хотя спустя годы становится ясно, что для того, чтобы адекватно перенести на экраны причудливый мир, созданный американским писателем, тогда попросту не хватало мощностей, готовых дать карт-бланш продюсеров и вообще понимания, как браться за подобные вещи.

Сейчас у Дени Вильнёва было всё вышеназванное. За плечами – опыт и коллеги Джексона, и собственный, заработанный «Прибытием» и «Бегущим по лезвию 2049», тоже в разной степени основанными на популярной фантастической литературе. И – финансовые возможности студий Legendary и Warner Bros., предоставивших постановщику и сценаристу широкую свободу действий. С существенной, впрочем, оговоркой, о которой позже.

Если одну из двух главных проблем, стоящих перед тем, кто взялся экранизировать «Дюну», – денежную (особенно она бросалась в глаза в трехсерийном телефильме канала Sci Fi 2000 года – был и такой), по крайней мере на время Дени мог отложить в сторону, решение второй требовало поистине огромных усилий. Превратить весьма тяжёлый, крючковатый, перегруженный отсылками и цитатами, то и дело погружающийся в психоделическую медитацию текст в нечто удобоваримое для массового зрителя – это настоящий подвиг, спросите того же Линча.

В самых общих чертах фабула такова. Далёкое будущее. Человечество существует в неком аналоге сверхтехнологичного средневековья (ох уж эти фантасты-оптимисты). Главный герой – молодой Пол, наследник благородного и уважаемого Дома Атрейдесов. Вместе с семьёй он по приказу Императора вынужден покинуть родную планету и отправиться на Арракис – планету-пустыню, кишащую гигантскими песчаными червями и богатую субстанцией, называемой специей. Это вещество – самое ценное в здешней ойкумене, оно необходимо для межпланетных перелётов, а также используется как мощный галлюциноген и стимулятор невероятных психических способностей.

Атрейдесы сменяют на посту представителей Империи Харконеннов – своих давних врагов и вообще чрезвычайно неприятный клан. А всё потому, что коварный монарх решает таким образом стравить два великих Дома и искоренить Атрейдесов, ставших, по его мнению, слишком влиятельными. В такой обстановке юноше, переживающему пророческие видения и обнаружившему вдобавок, что он по материнской линии тоже очень непрост и вообще по ряду признаков является предсказанным давным-давно мессией, приходится быстро повзрослеть. Он обращается за помощью к суровым аборигенам Арракиса – фрименам. И встаёт перед тяжёлым выбором – устраниться и избежать глобальной резни или отомстить и восстановить справедливость.

Но это всё – не более чем аннотация для обложки. «Дюна» Герберта – причудливое сочетание боевой космофантастики и оригинального фэнтези, громоздкого технологизма и изящной сказочности, западного прагматизма и восточной эзотерики, небывалого внешнего размаха и глубокой внутренней рефлексии. С массой колоритнейших персонажей и коварными интригами. И неподражаемым тягучим языком. Поди это всё отрази на экране.

Вильнёв, за что ему низкий поклон, действительно с этим справился, сохранив и основу сюжета, и особое настроение романа. Мрачный мир Герберта, оживший трудами съёмочной команды, затягивает моментально, и повествование своим неспешным темпом не утомляет, а завораживает. Не в последнюю очередь, конечно, благодаря гигантоманским масштабам и бронебойному гнетущему пафосу, царящим на экране на протяжении всех двух с половиной часов – сумасшедшие спецэффекты в сочетании с потрясающим саундтреком Ханса Циммера (вот как он умеет). И, конечно, замечательное попадание исполнителей главных ролей – сплошь, само собой звёзд, от Тимоти Шаламе до Джейсона Момоа.

Разумеется, всё предстаёт в изрядно упрощённом виде, и сразу же нашлись охотники Вильнёву со товарищи за это попенять. Претензия вполне предсказуема и понятна, но требовать от кино по мотивам такого произведения большего, по меньшей мере, наивно. Если возвращаться к аналогии с «Властелином колец» Джексона, умудрившегося угодить большинству поклонников Толкина, едва ли вы найдёте уважающего себя толкиниста, который в трезвом уме посоветует не знакомому с текстом человеку ограничиться просмотром кинотрилогии – при всём к ней уважении и любви.

Кино пользуется своими выразительными средствами – и Вильнёв с ними обращается мастерски, – неизбежно игнорируя другие.

Загвоздка в том, что Вильнёв, имея возможность снять «Дюну» так, как считает нужным, решился разделить сюжет первого романа цикла на два фильма. Не заручившись гарантией, что получит «зелёный свет» на съёмки второго. А это зависит только от рейтингов – причём, как уточнили в студии, в первую очередь – в онлайн-кинотеатре HBO Max. Хотя смотреть «Дюну» определённо стоит на большом экране. Так или иначе, задача ценителей хорошей кинофантастики – посильно помочь Дени реализовать свой план. Даже несмотря на то, что вторая часть, по его обещанию, грозит стать более ревизионистской.