11.10.2021
Литературные премии

Премия имени Катаева подвела итоги

Победителем первого сезона стал пермский прозаик Павел Селуков с рассказом "Эмигрант из Беднолэнда"

Слева направо: Павел Селуков, Сергей Шаргунов, Татьяна Соловьева, Татьяна Толстая
Слева направо: Павел Селуков, Сергей Шаргунов, Татьяна Соловьева, Татьяна Толстая

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: Михаил Визель

Литературная премия имени Катаева, учрежденная журналом "Юность", объявила победителя - им стал пермский прозаик Павел Селуков, попавший в шорт-лист с рассказом "Эмигрант из Беднолэнда". Победителю вручили денежный приз в размере 300 тысяч рублей. Селуков - финалист премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер", автор сборников рассказов "Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы" и "Как я был Анной".

Кроме того, специальный приз жюри получила выпускница СWS Aнaстaсия Фрыгина за рассказ "Мария". По уверениям организаторов, ей не хватило всего одного балла от членов жюри, чтобы сложился паритет.

В жюри премии имени Катаева, которое и решало судьбу шорт-листеров, входили писатели Татьяна Толстая, Алексей Варламов, Михаил Тарковский, актриса Любовь Толкалина и президент ВАРПЭ Герман Зверев. Председателем жюри стал главред "Юности" Сергей Шаргунов.

На пресс-конференции в ТАСС ответственный секретарь Вячеслав Коновалов для начала поблагодарил партнёра премии - Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) и лично президента ВАРПЭ Германа Зверева. После чего Сергей Шаргунов напомнил, что жанр рассказа бесконечно важен для литературы. Потому что рассказ - жанр, требующий высшего мастерства, и здесь вспоминаются Юрий Казаков, Бунин или Чехов. И сам Валентин Петрович Катаев - даже его "мовистская" проза тяготела к рассказу. "Надо писать не страницами, не главами, а предложениями", - напомнил главный редактор "Юности" Сергей Шаргунов слова своего предшественника на этом посту Катаева. "Но, разумеется, премия не сосредоточена только на журнале "Юность", - подчеркнул он.

Его заместитель по "Юности" и по премии Татьяна Соловьева подчеркнула: рассказы номинировали зарегистрированные СМИ. Если случилась "накладка", то есть разные рассказы одного и того же автора номинировались от разных СМИ, то более поздняя номинация снималась. Поэтому рассказы оказались очень разными, и по размеру, и по тематике. Несколько рассказов набрали одинаковое количество баллов, поэтому шорт-лист разросся с 10 до 13 участников.

Татьяна Толстая, отвечая на вопрос о критериях, которыми она руководствовалась, ответила: "есть такое неопределимое чувство, как "свежесть". Не новизна, а именно свежесть. Если оно возникает при описании самых обычных событий - девочка вышла из дома, сели завтракать, если автор смог выдержать это ощущение, то рассказ удался". У профессиональных писателей это порой и исчезает. "И перед нами, - продолжила свое уподобление Т. Толстая, - не пугливая невеста, а такая... хорошо три раза замужем". Жанр короткого рассказа - самый сложный, все ружья должны не просто выстрелить, но выстрелить с глушителем. Писатели, которые пишут рассказы, должны начитаться Набокова, Бунина, Чехова, Юрия Казакова. Из зарубежных - Роальда Даля, например.

Кроме того, Татьяна Толстая уверила, что известные ей имена номинантов ее не смущали - она может от них отстроиться, но "не все могут". В ответ на что Сергей Шаргунов признал, что склоняется к тому, чтобы раздавать членам жюри тексты анонимно.

Алексей Варламов, выступавший дистанционно, признал, что с жанром рассказа что-то произошло. Сейчас мы все читаем что-то другое, чем то было во времена Бунина и Куприна, которого, кстати, почему-то не называют в числе мастеров рассказа, а напрасно. "Меня волнует соотношение жанров рассказа и новеллы, - заявил Алексей Варламов. - И очень жаль, что не было живой встречи. Смысл работы в жюри - не просто расставить баллы, а пообсуждать, поспорить. Ведь рассказы - как фигурное катание. Вроде есть объективные критерии, но мы все понимаем, что главное - ощущение".

Объявляя имя победителя, Сергей Шаргунов заметил: "Павел - самородок, он сам себя сделал, пришёл со стороны и стал настоящим писателем".

Получая приз, Павел Селуков, со своей стороны, сказал: "Я был формовщиком на заводе, начал писать в 30 лет, писал рассказы, мне всё говорили - пиши роман, а я всё пытался понять, чем рассказ хуже романа? Да вот получается, что ничем".

Кроме того, отвечая на вопрос, он сказал, что хотел бы называть себя писателем, но он скорее журналист и сценарист, потому что писательством, особенно писательством рассказов, не прокормишься. На что Вячеслав Коновалов напомнил, что приз победителю - 300 тыс. рублей.

Говоря о будущем премии, Сергей Шаргунов отметил: "Наш главный принцип - непредсказуемость. Жюри будет разнообразным, идеологически и политически".