11.11.2021

ВЦИОМ и «Просветитель» выяснили, как на самом деле россияне читают научпоп

Оказалось, что больше всего россияне интересуются астрономией, космосом и медициной, а знания любят получать в цифровом формате

Фото: publicdomainpictures.net
Фото: publicdomainpictures.net

Текст: ГодЛитературы.РФ по материалам премии «Просветитель»

Премия «Просветитель», которая изучает, отбирает и награждает лучшие научно-популярные книги на русском языке, вместе с фондом ВЦИОМ провела исследование аудитории научно-популярного контента и особенностей его потребления.

В онлайн-опросе ВЦИОМ принимали участие респонденты из России старше 18 лет: они ответили на вопросы о предпочитаемых темах в научпоп-литературе, о том, чьим рекомендациям в выборе этого контента они следуют, как выбирают и как оценивают контент.

Среди тех, кто интересуется наукой и научными открытиями, большинство смотрит передачи, интервью и другие материалы по телевизору (69%), в социальных сетях (59%) и на каналах блогеров (53%).

К «читателям» удалось отнести всего 55% опрошенных. Их исследователи разделили на четыре группы: «понимающие» (читали только научпоп, 25%), «любители» (читали научпоп и книги, не относящиеся к нему, 22%), «заблуждающиеся» (читали только книги, которые не относятся к научпопу, 8%) и «затруднившиеся» (сказали, что читали, но не назвали автора; не более 0,4% таких опрошенных). При этом только 38% респондентов прочитали хотя бы одну научно-популярную книгу за последние двенадцать месяцев.

Для «понимающих» наибольший интерес представляют астрономия и изучение космоса (40%), технические достижения и психология (по 37% соответственно). У «заблуждающихся» порядок приоритетов другой: психология (70%), технические достижения (33%) и астрономия и изучение космоса (31%). Наименьший интерес для всех читателей, по результатам опроса, представляют химия и математика.

Само определение научно-популярной литературы как жанра вызывает трудности: многие респонденты к научпопу причисляли фантастику, книги по саморазвитию, эзотерике и др.

Более трети участников опроса (38%) без подсказки назвали авторов / книги, которые, на их взгляд, относятся к научно-популярному направлению. А 23% респондентов вовсе не знают, какие книги относятся к научпопу.

Среди авторов научно-популярной литературы самыми узнаваемыми оказались Хокинг, Докинз, Перельман.

При выборе книги «читатели» смотрят на тему (65%), слог изложения и авторский стиль (41%) и автора книги (35%). Большую роль (этот критерий выбора оценили в 6,7 балла из 10) играют также рекомендации близкого круга: друзей, коллег, знакомых. А вот к рецензиям и советам консультантов прислушиваются меньше всего (роль этого критерия оценили в 5,2 и 4,9 соответственно).

Узнают же о новинках научно-популярной литературы «читатели» в основном через сайты (52%), близкое окружение (35%) и социальные сети (35%). А те, кто предпочитает «некнижный» контент, — по телевидению, на сайтах в интернете и в социальных сетях. Молодежь 18–24 лет чаще других возрастных групп обращает внимание на рекламу (23%) и получает информацию из подкастов (25%). А опрошенные 25–34 лет — из обзоров блогеров (31%) и книжных приложений (24%). «Читатели» 60 лет и старше чаще других узнают о новинках по телевидению (33%).