07.12.2021
Книжные новинки

Посол в Париже

В своей новой книге Александр Орлов раскрывает секреты работы дипломата

Фото: Константин Завражин
Фото: Константин Завражин

Текст: Николай Долгополов

Александр Орлов. Посол в Париже - М.: Эксмо, 2021

Ключ к пониманию того, кем является Александр Константинович Орлов и почему он девять долгих лет работал послом именно в Париже, в первой фразе его книги: "Вся моя профессиональная жизнь была посвящена налаживанию отношений между Россией и Францией".

Сын дипломата, он и провел первые три года жизни в Париже. Там учился ходить и говорить. И по собственному опыту знаю, что первые слова ребенка, растущего в иноязычной среде, бывают вперемежку и русскими, и французскими. К счастью для нашей дипломатии, пишу без всякой иронии, в Париже Александр Орлов провел и взрослые, самые плодотворные годы жизни.

Является ли он везунчиком? Отрицать элемент везения тоже не стоит. В книге "Посол в Париже" Орлов пишет, что, поступив в МГИМО, выиграл уже отлично освоенный французский в качестве первого. А вообще-то в МГИМО или в ИнЯзе первокурсников не спрашивают, какой язык они предпочитают. Могут преподнести любой - от английского до арабского или фарси с суахили. Но тут было не только везение. Отличник по жизни и золотой медалист по школе Саша Орлов по праву поступил в престижнейший институт. А закончив его, понятно, с французской специализацией, был отправлен в совпосольство в Париже. Начинал с самых-самых низов, даже не с секретаря, а с референта.

Но подъем по дипломатической лестнице был уверенным. Дипломат, советник-посланник и, наконец, Чрезвычайный и полномочный посол с 2008 по 2017. В жизни наших двух стран - целая эпоха. Одних президентов за все его парижские годы сменилось семеро: от Помпиду, Жискара д Эстена, Миттерана, Ширака и до Олланда, Саркози и Макрона. Вот с какими титанами мировой политики, имею в виду первых четырех, довелось работать и отстаивать интересы Советского Союза, а затем России нашему дипломату. Гибкость, умение понимать и воспринимать собеседника, не подстраиваясь к нему - вот стиль Орлова. Не зря чужие западные языки развязывались в обвинениях: Орлов настолько хорош, что порой ему удается убедить высший и замкнутый круг своих парижских собеседников из правящих кругов в принятии решений во благо России. Но ведь это и общее благо для двух великих стран, так что корить Чрезвычайного посла не за что.

У посла Орлова много заслуг. Если начистоту, не знаю, считать ли сегодня двусторонние отношения "привилегированными", как было принято раньше. Уж очень тяжелым для дипломатии - да разве только для нее - выдалось второе десятилетие века нынешнего. И усилиями посла Орлова, организовывавшего визиты и встречи на высшем уровне, они не превратились в неприязненные.

Еще одной великой, не стесняюсь громких слов, была его битва за возведение Свято-Троицкого собора в центре Парижа на набережной Бранли. Как же сложно было учесть и интересы французских градостроителей, и наши собственные. Те, кто следил за созданием Российского духовно-культурного православного центра, частью которого является собор, наверно, помнят, каких усилий стоило убедить, согласовать пусть не с первой попытки и все же победно построить его с высоченными золотыми куполами. Где, в какой еще мировой столице увидишь такое российское благолепие.

Пишу об Орлове, ибо он свою роль в книге никак не выпячивает, оставаясь увлекающим читателя рассказчиком, пишущим просто и доходчиво. "Посол в Париже" - повествование неожиданно откровенное, что редко случается с книгами карьерных дипломатов. Конечно, много говорилось, что МИД в первые годы президентского правления Бориса Ельцина был ослаблен. Но до какой же степени. "Кровопускание не обошло и МИД... - пишет автор. - И 25 лет спустя МИД испытывал нехватку этого "потерянного" поколения" (дипломатов. - Н.Д.). Орлов вспоминает, что в "Москве повсюду были американские советники". А однажды он, директор Первого европейского департамента, "получил длинную бумагу из посольства США в Москве, в которой предписывалось, какую позицию ему следовало занять по тому или иному вопросу международной политики". Указиловка оказалась в мусорной корзине. Интересно, реагировали ли так же решительно на "указы" из американского посольства в других министерствах и этажах власти?

Источник: rg.ru