Текст: Наталья Соколова
Мария Степанова. "Есенин vs Маяковский: поэтическая дуэль"
Филолог и старший научный сотрудник дома-музея Марины Цветаевой Мария Степанова представляет новую книгу о двух поэтах-антагонистах. В магазинах она появится уже 2 февраля.
Эпоха начала XX века удивительно богата на творческие противоположности: Цветаева и Ахматова, Гумилев и Блок, Есенин и Маяковский... Книга "Есенин vs Маяковский" - попытка проследить канву взаимоотношений двух ярчайших поэтов, современников и соперников на литературной сцене, антагонистов, резко критикующих, но уважающих друг друга. Как каждый из них оценивал творчество соперника? Какими были их впечатления от Европы и Америки? Что их роднило? Автор, кроме широкого охвата двух биографий, предлагает читателям немало "визуала": фотографии, портреты, афиши, обложки и шаржи.
Петр Айду, Григорий Кротенко, Константин Дудаков-Кашуро, Ярослав Шварцштейн. "100 лет персимфанса"
Издание, авторами которого стали известные музыканты и музыковеды, приурочено к 100-летнему юбилею Первого Симфонического Ансамбля имени Моссовета, легендарного оркестра без дирижера. Необычный оркестр возник по инициативе выдающегося скрипача, профессора Московской консерватории Льва Цейтлина. Достигавший порой 150 человек, оркестр был образован из музыкантов ведущих ансамблей того времени, из крупнейших педагогов и консерваторской профессуры. В разное время солистами концертов Персимфанса были Прокофьев и Рубинштейн, Петри и Сигети, Оборин, Горовиц, Гедике и многие другие. Репертуар оркестра включал как европейскую и русскую классику, начиная с Баха и заканчивая Скрябиным, так и сочинения современных композиторов: Равеля, Бартока, Стравинского, Мосолова и других. Персимфанс жив и сегодня; как и в 1920-30-х, он состоит из ведущих московских музыкантов. Книга впервые описывает историю ансамбля и его новую жизнь с 1922 по 2022 год, содержит уникальные фотографии и архивные материалы.
Гаянэ Степанян. "Достоевский и шесть даров бессмертия"
Кто герои Достоевского? Почему они зачастую - бунтари, блудницы, юродивые, фарисеи, Дон Кихоты? А как они относятся к бессмертию? Автор, писатель и филолог Гаянэ Степанян, уверена: вселенная Достоевского - это уже ответ на вопрос о природе бессмертия, к которому стремится человек. Ключи к нему вручаются каждому внимательному читателю Достоевского, и Степанян, как одна из самых внимательных читательниц, готова вложить их нам в руки.
Евгений Ямбург. "Трагический оптимизм. Непрекращающийся диалог"
Формула "трагический оптимизм" принадлежит академику Сахарову.
К подобному зрелому восприятию мира и себя в нем каждое поколение приходит по-своему. Но педагог определенно должен быть оптимистом. Ведь унылый учитель - это профессионально непригодный учитель, считает автор книги, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор центра образования № 109 Евгений Ямбург. Как отмечает другой писатель и коллега Ямбурга Дмитрий Быков: "Книга Ямбурга - попытка вернуться к утраченной цельности, к бесспорно ценным вещам, к инфантильной надежде на простые вещи".
Татьяна Абрамзон. "Екатерина Великая и Фридрих Великий. Письма 1744-1781. Откровенно и конфиденциально"
Переписка Фридриха II и Екатерины II - интригующий сюжет отношений двух великих правителей XVIII века.
В книге представлена переписка за 40 лет. Юная немецкая принцесса, посланная в Россию опытным Фридрихом, не вдруг превращается в равноправного монарха, сильного игрока в геополитических партиях Европы. Как происходила эта перемена? Ответ сохранили письма.
Также книга рассказывает о тайной любви великой княгини, приведшей Станислава Понятовского к польской короне, а спустя несколько лет и к ее потере. И о Русско-турецкой войне 1768-1774 годов, где Екатерина рискует и воюет, а Фридрих, находясь в закулисье военных действий, всегда готов помочь делами и советами… но не только Екатерине.
Особенно актуальная глава - вакцинация против оспы в России. Причем Екатерина - "за" оспопрививание, и собственным примером мотивирует подданных прививаться; Фридрих же - "против" прививки.
Почему их дружба прекратилась, книга тоже расскажет.