26.03.2022
Выбор шеф-редактора

Другие русские комиксы

Три графические истории отечественных авторов, очень далеко отстоящие от комиксового мейнстрима

Страница книги Екатерины Волжиной 'Глубина' из альбома автора 'Вконтакте'
Страница книги Екатерины Волжиной 'Глубина' из альбома автора 'Вконтакте'

Текст: Михаил Визель

Графический роман, как и кинематограф, – давно уже не жанр, а медиа. С помощью которого можно создавать самые разные по стилистике и направленности произведения. Вот несколько образчиков, показывающих, как далеко могут зайти поиски современных художников, реализующих себя в этом медиа, при создании нового языка, способного адекватно описать изменившийся мир.

Александра Шевченко. «Стационар»

СПб.: Бумкнига, 2022 – 112 с.

На первой же странице автор-рассказчик тремя репликами задает интонацию и обозначает диспозицию: «Знаешь, что хуже суицида? Неудавшийся суицид. Так я оказалась здесь, в психоневрологическом стационаре...»

Да: рассказ Александры – это рассказ вовлеченного наблюдателя. Именно с этой позиции она описывает четырех пациенток – своих соседок и товарок по несчастью. Каждую из них привели в скорбный дом своя история и свой диагноз. Но общее в них то, что они не «психи», они не собираются оставаться здесь навечно и даже надолго. Они сделали свой выбор. «Открыто говорить о психических расстройствах так же нормально и важно, как и обращаться за помощью, чтобы с ними справиться» – такой месседж этой книги-документа, подкупающей своей честностью и очевидной правдивостью.

Екатерина Волжина. «Глубина»

ИП Котов (Alpaca), 2021 – 48 с.

Этот изящный альбом – можно сказать, очередная вариация на тему «Алисы в Зазеркалье». Героиня-подросток через ставшую порталом подъездную дверь старого дома попадает в «мир иной», где ее проводником по лабиринту снов, фобий и воспоминаний выступает ее собственный кот, обернувшийся пригожим юношей.

Главное достоинство этой книги – она очень хорошо, добротно нарисована. Ее просто приятно взять в руки и неторопливо разглядывать, кропотливо следуя изгибами авторской художественной мысли, порой весьма неожиданными. Не случайно, прежде чем выйти на родном языке, «Глубина» вышла в Германии. И участвовала, в виде набора картинок, в фестивалях «Морс-2019» и LUSTR-2021. А еще здесь к месту цитируется Ходасевич:

  • Нынче день такой забавный:
  • От возниц, что было сил,
  • Конь умчался своенравный;
  • Мальчик змей свой упустил;

И т.д.

Дмитрий Чинов, Илона Почхуа. «Сестра»

ИП Котов (Alpaca), 2022 – 64 с.

Самая мрачная и самая герметичная из рассматриваемых новинок. Она без слов, то есть формально, относится к жанру silent book – но при этом просто вопиет аллюзиями и ассоциациями, начиная прямо с обложки, откровенно отсылающей к «Американской готике». Впрочем, сами авторы уверяют, что исходной точкой стала песня группы «Каста» под названием «Сестра» – но они далеко ушли от кумиров своей юности, чтобы рассказать полную полутонов и глухих намеков историю о брате, сестре и их суровом отце, уведших подростков жить в лесу.

«Помните, что иногда сигара это просто сигара, а иногда портсигар это символ советского прошлого, от которого пытается (или нет) уйти новое поколение», – двусмысленно предостерегают авторы во вступлении.