Текст и фото: ГодЛитературы.РФ
Отмечаем День кошек. Дарим в этот день своим читателям немного спокойствия, оптимизма и красоты, сконцентрированных в десяти знаменитых книжных котах. А «в ролях» известных литературных персонажей (на которых их создателей, без сомнения, вдохновили их собственные любимцы) выступают не анонимные «котики с просторов интернета», а реальные звери, принадлежащие сотрудникам редакции и их друзьям с берегов Мертвого моря.
При подготовке материала ни одно животное не пострадало.
С праздником!
ЧЕШИРСКИЙ КОТ
- «Ура! - подумала она. - Это Чеширский Кот; теперь хоть будет с кем поговорить!
- - Ну, как успехи? - спросил Чеширский Кот, как только рот его достаточно проявился, чтобы говорить.
- Алиса обождала, пока появятся глаза, и тогда молча кивнула.
- "Говорить с ним еще рано, - думала она, - надо подождать ушей. Или хоть одного уха".
- Не прошло и минуты, как голова появилась целиком; Алиса поставила своего фламинго на землю и, очень довольная, что наконец нашла слушателя, приступила к отчету о ходе игры.
- Кот, по-видимому, решил, что проявил себя достаточно, и на этом остановился; остальные его части так и не появились».
Льюис Кэрролл. "Алиса в стране чудес" (Перевод Бориса Заходера)
КОТ УЧЕНЫЙ
- «У лукоморья дуб зелёный;
- Златая цепь на дубе том:
- И днём и ночью кот учёный
- Всё ходит по цепи кругом;
- Идёт направо - песнь заводит,
- Налево - сказку говорит.
- Там чудеса: там леший бродит,
- Русалка на ветвях сидит…
- ...И там я был, и мёд я пил;
- У моря видел дуб зелёный;
- Под ним сидел, и кот учёный
- Свои мне сказки говорил».
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»
КОТ БЕГЕМОТ
- «...третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами».
- «Стоящий на задних лапах и выпачканный пылью кот тем временем раскланивался перед Маргаритой. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены.
- - Ну что же это такое! - воскликнул Воланд, - зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?
- - Штаны коту не полагаются, мессир, - с большим достоинством отвечал кот, - уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы когда-либо кого-нибудь на балу без галстуха? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею! Каждый украшает себя, чем может. Считайте, что сказанное относится и к биноклю, мессир!»
- «— Единственно, что может спасти смертельно раненного кота, - проговорил кот, - это глоток бензина... - И, воспользовавшись замешательством, он приложился к круглому отверстию в примусе и напился бензину. Тотчас кровь из-под верхней левой лапы перестала струиться. Кот вскочил живой и бодрый, ухватив примус под мышку, сиганул с ним обратно на камин, а оттуда, раздирая обои, полез по стене и через секунды две оказался высоко над вошедшими, сидящим на металлическом карнизе».
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
КОТ МУРР
- «Я испытывал все большее довольство и начал выражать переполнявшее меня блаженство теми особенными, лишь нашей породе свойственными звуками, которые люди довольно метко обозначают словом "мурлыканье". Итак, я гигантскими шагами шествовал вперед по стезе познания мира. Какой бесценный дар небес, какое огромное преимущество уметь выказывать внутреннее физическое довольство звуками и телодвижениями! Сперва я только мурлыкал, позднее пришло уменье неподражаемо извивать хвост самыми затейливыми кольцами, и, наконец, я овладел чудесным даром -- единственным словечком "мяу" высказывать радость, боль, наслаждение и восторг, страх и отчаяние, словом, самые разнообразные оттенки ощущений и страстей. Чего стоит человеческий язык по сравнению с этим простейшим из простейших средств для того, чтобы заставить понять себя?»
Э.-Т. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра»
КОТ В САПОГАХ
- «Один мельник, умирая, оставил своим трём сыновьям наследство: мельницу, осла и Кота. С разделом недолго возились и обошлись без помощи суда, потому что судьи обобрали бы их до нитки.
- Старший брат взял себе мельницу. Второй - осла. А младшему дали Кота.
- Он был неутешен, что досталась ему такая дрянь.
- - Братья, - говорил он, - могут честно зарабатывать себе кусок хлеба, а мне, несчастному, когда я съем своего Кота и сошью из его шкуры рукавицы, придётся умирать с голоду.
- Только вдруг Кот, который слышал эти речи, но не подавал и виду, что их понял, и говорит спокойным, серьёзным тоном:
- - Не горюй, хозяин, а дай ты мне лучше мешок да закажи мне пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустам. И увидишь, что ты не так обделён, как думаешь».
Шарль Перро. «Кот в сапогах»
АРИСТАРХ ФАЛАЛЕИЧ МУРЛЫКИН
- «Маша поспешила вниз в том же платье, в котором вошла в свою светлицу. Она отворила дверь и оцепенела!.. На скамье, подле Онуфрича, сидел мужчина небольшого росту, в зеленом мундирном сюртуке; то самое лицо устремило на нее взор, которое некогда видела она у черного кота. Она остановилась в дверях и не могла идти далее.
- - Подойди поближе, - сказал Онуфрич, - что с тобою сделалось?
- - Батюшка! это бабушкин черный кот, - отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на нее поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.
- - С ума ты сошла! - вскричал Онуфрич с досадою. - Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.
- При сих словах Аристарх Фалелеич встал, плавно выступая, приблизился к ней и хотел поцеловать у нее руку. Маша громко закричала и подалась назад. Онуфрич с сердцем вскочил с скамейки.
- - Что это значит? - закричал он. - Эдакая ты неучтивая, точно деревенская девка!
- Однако ж Маша его не слушала.
- - Батюшка! - сказала она ему вне себя, - воля ваша! это бабушкин черный кот! Велите ему скинуть перчатки; вы увидите, что у него есть когти. - С сими словами она вышла из комнаты и убежала в светлицу».
Антон Погорельский. «Лафертовская маковница»
НИКА
- «Не то чтобы Никa былa рaвнодушнa к удобствaм - онa с пaтологическим постоянством окaзывaлaсь в том сaмом кресле, кудa мне хотелось сесть, - но предметы существовaли для нее только покa онa ими пользовaлaсь, a потом исчезaли. Нaверное, поэтому у нее не было прaктически ничего своего, я иногдa думaл, что именно тaкой тип и пытaлись вывести коммунисты древности, не имея понятия, кaк будет выглядеть результaт их усилий. С чужими чувствaми онa не считaлaсь, но не из-зa скверного склaдa хaрaктерa, a оттого, что чaсто не догaдывaлaсь о существовaнии этих чувств».
В. Пелевин. «Ника»
МУРЕНКА
- «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит - старик веселый да ласковый. Она и говорит:
- - Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
- - Про это, - отвечает Кокованя, - что и говорить. Такую звонкую кошку не взять - дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
- Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.
- Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет:
- - Пр-равильно придумал. Пр-равильно.
- Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».
П. Бажов «Серебряное копытце»
ВАСЬКА
- «Агапевна уж тайком кота завела. Приучила кота под кроватью ночевать, чтобы сон нагонял. Уляжется Иван Семенович, выгонит она Ваську из-под печки, пустит под кровать. А Васька такой воркотун, заведет свою песню: вилы-грабли, сено клали - чего еще? - спи, нет, все ворочается - тошно тому, кто любит! - одна она в мыслях, одну поминает, только ею и бредит:
- - Голубка моя, гурливая!
- Хуже того, как узнал про кота, целую бурю поднял:
- - Не хочу, - говорит, - под вилы-грабли спать, не грудной я младенец, где увижу кота, тут и задавлю, кот весь дом опалит.
- И действительно, Васька за короткий промежуток след по себе оставил; все корешки «Русской мысли» и «Вестника Европы» опалил, а по верхам шатаясь, задел и приходо-расходную книгу и кое-кого из красавиц.
- Покорилась Агапевна, завязала Ваське глаза, отнесла на пустой двор, там и покинула».
А. Ремизов. «Неуемный бубен»
КОШКА БАЛЬМОНТА
- Мой зверь - не лев, излюбленный толпою, -
- Мне кажется, что он лишь крупный пес.
- Нет, желтый тигр, с бесшумною стопою,
- Во мне рождает больше странных грез.
- И символ Вакха, быстрый, сладострастный,
- Как бы из стали, меткий леопард;
- Он весь - как гений вымысла прекрасный,
- Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард.
- Еще люблю я черную пантеру,
- Когда она глядит перед собой
- В какую-то нежизненную сферу,
- Как страшный сфинкс в пустыне голубой.
- Но если от азийских, африканских
- Святых пустынь мечту я оторву,
- Средь наших дней, и плоских и мещанских,
- Моей желанной кошку назову.
- Она в себе, в изящной миньятюре,
- Соединила этих трех зверей.
- Есть искры у нее в лоснистой шкуре,
- У ней в крови - бродячий хмель страстей.
- Она проходит в комнтатах бесшумно,
- Всегда свою преследуя мечту,
- Влюбляется внезапно и безумно,
- И любит ведьм, и любит темноту.
- В ее зрачках - непознанная чара,
- В них фосфор и круги нездешних сфер,
- Она пленила страшного Эдгара,
- Ей был пленен трагических Бодлер, -
- Два гения, влюбленные в мечтанья,
- Мои два брата в бездне мировой,
- Где нам даны безмерные страданья
- И беспредельность музыки живой.
К. Бальмонт «Мои звери»