27.04.2022
Литучеба

Как постучаться в издательство и опубликоваться в толстом журнале

В рамках программы мастерских "Мир литературы. Новое поколение" были проведены круглые столы, на которых говорили о нюансах издания книг молодых авторов и о публикациях своих текстов в толстых литературных журналах

Фото: пресс-центр АСПИ
Фото: пресс-центр АСПИ

Текст: Татьяна Шипилова

Круглый стол «Молодой автор и издательство» начала Светлана Зорина, представив спикеров, среди которых были представители важнейших издательств России: Сергей Дмитриев (изд. «Вече»), Анастасия Смурова (изд. «Городец»), Татьяна Емельянова (изд. «Эксмо»), Татьяна Соловьева (изд. «Альпина»), Алексей Портнов («Редакция Елены Шубиной»), Сергей Макаренков (изд. «РИПОЛ классик»).

Разговор охватил широкий круг проблем: система продвижения и оплаты в издательствах; основные направления работы издательств; темы в современной литературе; статус писателя; как попасть в то или иное издательство; как происходит работа над рукописью.

Конечно, два последних пункта - самые наболевшие. Поскольку в зале ЦДЛ собрались молодые писатели, в первую очередь их интересовало, как и с чем можно постучаться в издательство.

«Нужно знать издательский мир, нужно знать, что где издается», - сразу же пояснил Сергей Дмитриев. Например, «Вече» не издает любовные романы, а специализируется на военных приключениях и т.п. «Необходимо понимать значимость момента, значимость тем». Оказывается, сейчас все больше происходит переход к региональной литературе, востребованы Сибирианы, причем не просто рассказы, а именно «романное повествование».

Анастасия Смурова объяснила, что в издательстве «Городец» выходит две серии современной российской прозы, и редакторы работают с самотеком, т.е. с теми рукописями, которые приходят на указанные на сайте электронные адреса: «Никакого кумовства, потому что издатели понимают, что им еще потом эти книги продавать. Нужно искать свою нишу, своё издательство».

Представитель «Эксмо» Татьяна Емельянова перечислила обязательные пункты для начинающих авторов:

  • присылать свои рукописи через специальную форму на сайте;
  • заручиться рекомендацией авторитетного человека;
  • участвовать в литературных конкурсах и мастерских;

При отправке рукописи необходимо указать:

  • все регалии и достижения, чтобы создать портрет автора;
  • наличие опубликованных рукописей;
  • наличие собственных пабликов в соцсетях.

В отличие от выше представленного перечня, Татьяна Соловьева, продюсер отдела художественной прозы в издательстве «Альпина», уверенно заявляет, что для них «регалии не важны»: «Самотёк читается весь, попадая сразу в три ящика. Если из трех человек хотя бы один считает, что текст хороший, то рукопись отправляется в редсовет, состоящий из 12 человек, куда входят люди с разным образованием (физика, биология, история)». «Альпина», по словам продюсера, занимается точечными проектами, и каждый проект индивидуален. Жанровую литературу не издает, что еще раз подтверждает тезис о том, что, отправляя рукопись в издательство, нужно быть уверенным: это «их» профиль.

Редакторы настаивают на обязательном списке, который, как это ни странно, оказывается полезным повторить:

  • приложить текст рукописи (а не идею текста!);
  • приложить аннотацию и синопсис, в котором будет структурно объясняться, о чём текст.

И самый главный тезис: «Подписывайте везде, где только можно!» Т.е. и сам файл, и в самом файле должны стоять исходные данные, чтобы редактор не тратил время на поиски.


Отдельно поговорили про новую систему питчингов, т.е. самопрезентации своего проекта с целью привлечения инвесторов и издателей. На подобных питчингах нужно уметь быстро, емко и интересно рассказывать о своих текстах. Только вот никто не рассказал, как талантливому, но молчаливому автору вдруг научиться такой яркой самопрезентации, но это, видимо, уже другая история…

Посещение литературных мастерских тоже никто не отменял: «Ваше имя запомнят, и когда ваш текст попадет в самотек, рукописи уделят больше внимания».

Издатели и редакторы давали вполне дельные советы, сопоставимые с советами мастеров на семинарах:

  • сквозь 40 страниц экспозиции никто продираться не будет, либо перепишите, либо просто «убейте» их;
  • если за 5 страниц не заинтересовали, то дальше читать никто не будет;
  • очень важно название, название – это паспорт, визитная карточка книги;
  • кумовство не работает, но если советуют посмотреть те, чьему вкусу можно доверять, такую рукопись посмотрят внимательнее, потому что срабатывает«даже элементарный интерес».

Алексей Портнов из «Редакции Елены Шубиной» был самым лаконичным: «Для того, чтобы вас издали, вам нужно всего две вещи: хороший текст и твердый лоб».

Конечно, многое зависит от издательства. Например, если «Эксмо» охотно берется за издание жанровой литературы и советует обращать внимание на тренды, то «Альпина» и «РЕШ» хором выступают против всяких трендов. Если «Вече» рекомендует отталкиваться от современной повестки, то «РИПОЛ Классик» и вовсе признается, что начинающему автору, у которого нет своей аудитории, готовой покупать книгу, попасть к ним сложно.

А что же, если рукопись взяли? Какие дальнейшие условия, какие действия? Все везде примерно одинаково: роялти от 8 до 25 процентов в зависимости от жанра и издательства, исключительные права на 3-5 лет. «Не бойтесь отдавать права на срок до пяти лет, потому что издательству нет смысла работать с меньшими сроками, но если от вас требуют права на 10 лет или автоматическую пролонгацию – бегите», – советует Алексей Портнов.

Самое главное – не надо ждать, что, как только рукопись принята в издательство, она тут же будет издана. Текст попадает в издательский портфель, где есть свой план, как правило, рассчитанный на год вперед, поэтому средний срок издания книги от полугода до года.

И практически все издатели говорят в один голос: нужно публиковаться в толстых литературных журналах. «Многие редакторы просматривают «толстяков» и ищут новые имена», – обнадеживают и Татьяна Соловьева, и Алексей Портнов.

На круглом столе, посвященном развитию, собственно, толстых литературных журналов, вещали представители самых значимых «толстяков»: «Новый мир», «Юность», «Дружба народов», «Аврора», «Звезда», «Наш современник». Вел встречу Сергей Шаргунов, глава АСПИ и по совместительству главный редактор «Юности».

О «толстяках» было сказано много уже известного, но важного: и то, что это уникальный сплав прозы, поэзии, критики и драматургии; и то, что это наше национальное достояние; и то, что толстые журналы «делают» энтузиасты; и про то, какие настали тяжелые времена; и про то, что все равно есть планы и надежда сохранить толстые журналы и вдохнуть в них новую жизнь. И о том, что публикация в толстом литературном журнале – это путь к крепкой аудитории профессиональных читателей, которые заинтересованы в хороших авторах и текстах.

Две самые главные проблемы озвучил Андрей Арьев, соредактор «Звезды», одного из старейших «толстяков» России: «Бумажный тираж маленький, но номера на сайте просматривают сотни читателей. Читатель никуда не делся, он просто ушел в интернет, но как заставить интернет платить – пока не ясно. И вторая проблема: поддержка библиотек, потому что именно библиотеки – основные заказчики «толстяков». Каждый толстый журнал – целостный срез нашей культуры. И если мы хотим сохранить культуру, мы должны сохранить и поддержать наши библиотеки».

Естественно, посетовали на общие проблемы с нехваткой бумаги, с минимальным финансированием и выживанием за счет государственных грантов, с работой на исключительном энтузиазме.


Но в то же время все в один голос заявили, что редакции «толстяков» открыты для молодых начинающих авторов, они готовы открывать новые имена, привлекать издателей к появившимся талантам.


Условия публикации все те же:

  • понимание специфики журнала;
  • наличие хорошего текста;
  • если есть возможность, заручиться рецензией/рекомендацией уважаемого эксперта, то надо заручиться;
  • участие в литературных мастерских: быть в литературной среде, создавать себе имя, налаживать связи.

«Писателю свойственно штурмовать журналы и издательства. И быть отверженным», – на этой патетичной ноте и закончили круглый стол.