ЕГЭ по литературе уже прошел, а вот ОГЭ только предстоит. Поэтому мы продолжаем помогать учащимся готовиться к экзаменам и проверяем сочинения по литературе.
Ниже – сочинение формата ОГЭ по литературе. По договорённости имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.
Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта.)
А.А.Фета часто называют поэтом мгновения. Он передает мимолетные состояния и явления природы так, что ему удается запечатлеть их надолго. Поэт также захватывает ощущения и переживания своего лирического героя и передает их читателям, чтобы они пропустили все его чувства через себя.
В качестве первого примера возьмем стихотворение «Это утро, радость эта». В нем поэт перечисляет вещи, напоминающие ему о весне. В стихотворении отсутствуют глаголы, однако автор с помощью анафор создает определенною динамику так, что стихотворение читается «на одном дыхании». Анафоры, за счет того, что создают «движение» при прочтении, также помогают автору передать восторг и воодушевление лирического героя от весны. Стихотворение написано одним предложением: это помогает автору передать главную мысль – весна способна пробудить в каждом сердце чувства прекрасного.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье» автор выражает момент счастья лирического героя с любимой, переплетающийся с элементами пейзажа. Поэт показывает постепенное развитие чувств героев: в первой строфе мы видим «шепот» и «робкое дыханье», во второй герой отмечает «ряд волшебных изменений милого лица», а в третьей наблюдается накал чувств через «лобзания» и «слезы». Поэту удается создать атмосферу загадочности и таинственности свидания через пейзажные зарисовки: «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «дымные тучки», «отблеск янтаря». Описания природы у Фета связаны с чувствами героев: они способны передать нежность и страсть, - а отсутствие глаголов в стихотворении замедляет события, погружая читателей в момент свидания.
В этих двух стихотворениях Фет передает красоту природы и глубоко связывает ее с чувствами лирических героев. Таким образом, читатели вместе с ними могут насладиться наступлением весны или прочувствовать страсть от прикосновений возлюбленного.
250 слов
Критерии | Максимальный балл | Полученный балл |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | 3 | 3 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | 3 | 3 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | 2 | 2 |
4. Композиционная цельность и логичность | 3 | 3 |
5. Соблюдение речевых норм | 2 | 1 |
Итого: | 13 | 12 |
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
Хорошее сочинение, написанное моей ученицей и сразу показавшее, насколько ей самой больше нравится писать сочинения по лирике. Это к вопросу о том, что сначала большинство учеников (и автор этого сочинения в том числе) открещиваются от стихов, уверенно заявляя, что-де, "нет, стихи не понимаю, не люблю и писать по ним не буду". А потом, через 2-3 занятия по лирике, начинают надеяться, что им попадется хорошая тема во второй части экзамена, позволяющая обратиться к стихам.
Из всех замечаний здесь только некоторые логические и речевые недочеты, которые, однако, скорее всего, не сильно повлияют на итоговые баллы.
Логическая неточность фактически всего одна:
- "Поэт также захватывает" - зачем тут это "также"? Если его оставить, то получается повтор мысли, а мысль надо все же развивать, поэтому здесь логичнее пояснить предыдущее предложение, развивая мысль, а не топчась на месте. Например, так: "Поэт при помощи различных художественных средств и приемов захватывает..."
Речевые неточности:
- "В нем поэт перечисляет вещи, напоминающие ему о весне" - слишком по-канцелярски, как будто он сел пересчитывать, да к тому же "мощь и дня и света", "этот крик и вереницы" и т.п. все же не вещи, а ощущения; лучше: "поэт описывает приход весны".
- "Анафоры, за счет того, что создают «движение» при прочтении, также помогают автору передать восторг..." - во-первых, слишком тяжеловесная конструкция, во-вторых, опять это "также"; лучше: "Благодаря анафорам, которые создают «движение» при прочтении, автор передает восторг..."
- "воодушевление лирического героя от весны" - лучше уточнить, что "от наступающей весны", чтобы предложение выглядело логически завершенным.