03.02.2023
В этот день родились

Пришвин в Брыни

4 февраля мы отмечаем 150-летие со дня рождения русского писателя Михаила Пришвина

М. М. Пришвин в Пушкине. 1944-1945 гг. / culture.ru
М. М. Пришвин в Пушкине. 1944-1945 гг. / culture.ru
Имя Михаила Пришвина справедливо связывается с подмосковным Дунином, где писатель купил крепкий дом, в котором провел последние семь лет своей долгой жизни и где сейчас оборудован прекрасный музей (филиал ГосЛитМузея). Но прежде чем осесть в живописных звенигородских лесах, писатель жил в разных уголках воспетой им России средней полосы. В том числе – в Калужской области. О чем нам и написала калужская журналистка.

Текст: Елизавета Левдикова (Калуга)

Много ли мы знаем о человеке, подарившем нам замечательные рассказы о людях и животных? В любых источниках можно прочитать, где и когда он родился, учился, женился и т.п. Если не хочется лезть в поисковик, родина писателя – село Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии. Мы же хотим приоткрыть менее известную сторону жизни Михаила Пришвина, и связана она с Калужской землей. О тяге прозаика к перемене мест нам рассказал литературовед, доктор филологических наук, бывший завкафедрой литературы Калужского Государственного Университета им. К. Э. Циолковского Анатолий Черников.

Пришвин был искусным охотником, поэтому хорошо знал зверей и умело о них писал. Его описания природы в основном относятся к средней полосе России, откуда он черпал тематику и героев для многих своих произведений. «Он был по своему строю бродяга, – рассказывает Анатолий Петрович, – ему хотелось знать больше о родных местах». В Калужском краю Пришвин побывал еще в детстве. С матерью они регулярно посещали церкви, в том числе монастырь Оптина Пустынь и Шамординский монастырь. В 1909 году писатель с женой и сыном на два месяца поселились в Оптиной Пустыни. Однако через год стремление познать русскую жизнь в разных уголках страны привело Михаила Пришвина в Брынь.

В селе Брынь Думиничского района Калужской губернии были написаны его первые произведения. Среди них – очерк «В краю непуганых птиц». В Брыни Пришвин работал над книгой «Черный араб» и собирал материалы для будущих рассказов. Особенно писатель любил детскую читательскую аудиторию.

«Он мог и умел писать для детей, – говорит Анатолий Черников, – он пробуждал в маленьких людях, которые интересуются всем, интерес к родной природе и в целом к миру, богатому, интересному, загадочному, неизвестному или не до конца известному. Это его вклад и в детскую литературу».

За короткое время пребывания Пришвина на Калужской земле не обошлось без происшествий. 23 сентября 1910 года в Брыни случился пожар, который охватил и его съемный дом. Огонь занялся, когда Михаил Михайлович пошел на охоту «верст за пять от села» - и он бежал сам через лес быстрее огня, чтобы спасти свои драгоценные записи, свою «словесную кладовую». Этот день автор описал в рассказе «Мои тетрадки»:

«Вбежал я в дом, бросился к тетрадкам, схватил их и чувствую, секунды больше остаться нельзя, наклониться нельзя вон к тому чемодану, где лежат деньги и белье, нельзя шубу вытащить из сундука. Так, с одними тетрадками, вылетел и на ходу видел, что тот диван, на который я обратил тогда свое внимание, теперь горел, как свеча. А когда с тетрадками прискакал в безопасное место, увидел, что весь мой дом в огне».

Уцелели только тетрадки и заяц, томившийся в печке в чугунном котелке. Анатолий Петрович допускает, что именно готовившийся ужин мог стать причиной возгорания – упал уголек и все зажглось. Сгорел и первоначальный вариант рукописи «В краю непуганых птиц». Об этом Пришвин упоминает в своих дневниках.

Наш с Анатолием Петровичем разговор их тоже коснулся. Здесь литературовед отметил, что в некоторых неопубликованных записях автор говорил о бюрократизме новой власти, особенно в 20-30-е годы. Он понимал трудность становления власти, но замечал все недостатки.

«Все считали, что Пришвин погружен в природу и окружен ею, и что он не интересуется политикой. Дневники показывают, что очень даже интересовался и многое понимал. Понимал недостатки и по-своему их принимал. И верил, что все это временно. Он был достаточно мудрый человек», – подчеркнул профессор.

Он провел параллель между Пришвиным и калужским писателем Иваном Соколовым-Микитовым. Оба они писали о природе и умели замечать в ней каждую мелочь: хруст веточки, след от птичьей лапы на снегу, скачущего вдалеке зайца. Оба были охотниками и хорошими лыжниками. Эта общая манера видеть в природе все живое не была перепиской друг у друга, такие они люди по существу. Но есть и различия – в произведениях Пришвина отсутствует тема войны, а у Соколова-Микитова она встречается. Помимо прочего, в творчестве Михаила Михайловича можно проследить советскую действительность.

Летом 2020 года на здании сельского дома культуры в селе Брынь появилась мемориальная доска, посвященная Михаилу Пришвину. На ней он предстает в виде охотника с собакой, да не с одной, а сразу с тремя. Идея увековечить имя прозаика в этих местах принадлежала калужскому предпринимателю и меценату Александру Василькову.

Не только с думиничским селом связана жизнь Пришвина в Калужском краю, но и непосредственно с самой Калугой. Сюда он приезжал навестить свою племянницу Ольгу Александровну, дочь его старшего брата, жившую в губернской столице с 1917 года. Профессор Черников рассказал, что в Калуге живет ее внучка и внучатая племянница Михаила Михайловича Людмила Бирюкова. В ее личной библиотеке хранились бабушкины книги с дарственной надписью и фотографии, сделанные писателем, который к тому же был фотографом. Недавно Людмила Борисовна передала издания в музей Ельца.

«И много лет нужно мне было странствовать по лесам, ночевать у костров и подчас кормиться только удачливой охотой на птицу или зверя, чтобы наконец пришло то время, в какое живете вы и в какое я свободно печатаю вам свои сказки». Михаил Пришвин «Мои тетрадки»