Текст: Елена Дорофеева
В 1897 году вышла в свет маленькая книжка «Сказка про крошку-старушку» тогда еще никому не известной художницы Эльзы Маартман. В том же году она выходит замуж за художника, а впоследствии — философа и теолога — Натаниеля Бескова. Супруги прожили вместе долгие пятьдесят шесть лет, вырастили шестерых сыновей и умерли практически «в один день» — в 1953 году, с разницей в несколько месяцев.
Признание и известность, в том числе за пределами Швеции, Бесков принесла книга «Приключения малыша в черничном лесу» (1901). Это была первая из шести книг, написанных Эльзой для своих сыновей. Здесь проявились все основные черты авторского стиля писательницы: простые, безыскусные сюжеты, чувство юмора и органичное сочетание повседневной жизни, во всех ее деталях и мелочах, с миром фантазии и волшебства. Уже в 1903 году книга была переведена на немецкий язык, в 1912 году — на датский, в 1921 году — на русский (и называлась «Черничный дедка»), а в 1931 году — на английский.
«Дети лесного гнома» (1910) — это трогательная история в стихах о приключениях четырех озорных малышей в смешных колпачках, похожих на шляпки мухоморов. Их мать занимается хозяйством, сушит ягоды и грибы на зиму, шьет и вяжет. Отец строгает и мастерит, а однажды он даже сражался в лесу с коброй и победил ее! Бесков с теплотой и юмором показывает жизнь своих маленьких героев, поселившихся под корнями старой сосны. Меняются времена года, меняются занятия и игры — но также заботы и опасности. Заканчивается книга весенней порой — любимым временем писательницы, а на последней странице читателя, как обычно, ждет сюрприз — у мамы появился еще один малыш!
Текст и иллюстрации органично дополняют друг друга, создавая единое художественное целое. Оригинальный прием Эльзы Бесков: на разворотах книги на одной странице цветные иллюстрации, а рядом, на другой странице — графика или силуэты.
«Солнечное яйцо» (1932) — это сказка о маленькой доброй фее, которая очень любила танцевать, а однажды нашла в лесу маленькое солнышко. Увидев в траве большой желтый шар, фея решила, что это, должно быть, солнышко потеряло свое яйцо и теперь не видит его из-за туч. Вместе со своими друзьями — Лягушкой-Хохотушкой, Мальчишкой-Шишкой и Стариком-Лесовиком — фея пытается разобраться, что же это за предмет и что с ним нужно делать. Маленький зяблик рассказал, что это вовсе не яйцо, а апельсин, у которого очень вкусный сок. Осенью дрозд унес маленькую фею в теплые края, где растут эти удивительные фрукты — но весной она обязательно вернется в свой родной лес, по которому уже соскучилась. А дочитав книгу до последней страницы, мы узнаем, что апельсин обронил в лесу мальчик Лассе, когда ходил летом в лес за ягодами.
Основным источником вдохновения Эльзы обыкновенно была природа. Ее книги близки и понятны детям — ведь она говорила с ними на их языке, полном вымысла, игры и волшебства. Детская вера в то, что жизнь непременно наладится, несмотря на все невзгоды и опасности, делает книги шведской писательницы светлыми и радостными.
Всего за свою долгую жизнь Эльза Бесков создала 33 книги, а также была иллюстратором восьми сборников сказок, написанных другими писателями. За год до смерти, в 1952 году, она получила почетную шведскую премию в области детской литературы — премию Нильса Хольгерсона. А с 1958 года и по сей день в Швеции ежегодно вручается медаль имени Эльзы Бесков — лучшему иллюстратору детской книги.
На русском языке книги Эльзы Бесков много лет не издавались. Кроме «Черничного дедки», выходило лишь несколько сказок, причем не отдельными изданиями, а в сборниках сказок скандинавских писателей. Это были сказки «Девочка с цветущими волосами», «Домовой в витрине» и «Как троллиха стирала королю белье». Лишь в 2012 году вышли в свет две замечательные книги — «Дети лесного гнома» и «Солнечное яйцо» (в переводе Ольги Мяоэтс). А затем вышла еще целая серия книг – «Ягоды в лукошке» (2016), «Груша, Корица и Фиалка» (2017), «Праздник цветов» (2017), «Принцесса и яблоня» (2017), «Приключения Петера и Лотты» (2017), «В гостях у гномов» (2017). Тираж этих книг мгновенно разошелся, и сегодня они стали, можно сказать, библиографической редкостью.