01.03.2023
Литература и театр

О кризисе веры и поисках почвы под ногами

Повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» впервые поставлена в театре кукол

Фото: Малый театр кукол
Фото: Малый театр кукол

Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург

Малый театр кукол представил премьеру — «Жизнь Василия Фивейского». Это первая в истории театра кукол постановка одноименной повести Леонида Андреева. Впервые она была опубликована с посвящением Ф. И. Шаляпину в сборнике товарищества «Знание» в 1904 году. Как свидетельствует история, в последующих изданиях посвящение снято.

В свое время повесть прочитали Чехов, Короленко, Брюсов, Блок «Лучше этого — глубже, яснее и серьезнее — он еще не писал. Очень, очень крупная вещь! Вы увидите!» — мнение Максима Горького. Произведение сразу же перевели на немецкий, польский, эстонский и другие языки.

Повесть рассказывает о судьбе сельского священника отца Василия, о тяжелых испытаниях, выпавших на его долю. Его не любил никто, считали неудачником. Он одинок среди людей. «Нестоящий он человек. Ни себя содержать он не умеет, ни жену. Разве это порядок, чтобы у духовного лица жена запоем пила, без стыда, без совести?» Трагическая смерть маленького сына. Безумство супруги. Рождение второго сына – «идиота, полуребенка-полузверя». Пожар в доме, смерть жены… Никто никого не любит. Невмоготу жить, «ад на небе и на земле». И неоткуда ждать помощи.

По словам художественного руководителя театра Чакчи Фросноккерса, это «спектакль для взрослой умудренной и мудрой аудитории, поклонников творчества Леонида Андреева, а также всех, кого беспокоят вопросы веры». К сожалению, сегодня Андреев «покрылся пылью забвения»

Режиссер спектакля — Катерина Романова. Училась во Владивостоке на актрису. Это ее первая постановка в МТК.

— Главный вопрос — о выборе материала. Как вы взялись за очень непростое (о трагедии веры), сложное для сценического воплощения произведение Андреева?

— Поэтика ужаса Леонида Андреева синхронизировалась с моим личным ощущением окружающей меня действительности: травмирующей, кризисной, тревожной.

Повесть «Жизнь Василия Фивейского» перестала быть микроисторией, а стала отражением происходящего вокруг меня, моих близких и неблизких людей.

Поиск «правды» и твердой земли под ногами отцом Василием для меня стал и моим личным поиском, который требовал ответа. И перечитывая повесть, я все больше убеждалась, что сколько бы мы ни искали истину, веру, правду, надежду — главное остается главным. А для меня главное — это любовь. Та самая всеобъемлющая любовь. Любовь человека к человеку, простая и тихая. 

— Спектакль выпущен в театре кукол. В главных ролях, однако, актеры, «живой план» (актеры играют персонажей без кукол). Но одна кукла все-таки присутствует на сцене. Как пришло такое решение?

— Семье Фивейского мы придумали маленькие куколки, которые близки к обрядовым, традиционным куклам, прообраз их самих. И попадья, и Настя носят их с собой, но функционально — как с куклами — не работают. Всех остальных персонажей повести мы решили через платки, которые превращаются в куколки в руках хора. Телесного воплощения нет только у сына отца Василия Васеньки, «полуребенка-полузверя», как пишет о нем Андреев. 

— Многие отметили: великолепное решение с хором. Чьи тексты он исполняет?

— Я люблю прозу Андреева. И в первую очередь ставила себе задачу сохранить его повествовательный текст. Нужно было найти форму. Ее подсказала мне сама повесть и ее главный герой. Отец Василий — священник, а, значит, это церковь, церковь — это служба. Так возник хор. Мы выучили гласы, и наш композитор и музыкальный руководитель стилизовали их и переложили текст Андреева на эти музыкальные мотивы. Весь хор — это артисты МТК, с ними мы начали работу раньше, за месяц до первой встречи с остальными занятыми в спектакле артистами. 

  • ЦИТАТА
  • «Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок. Точно проклятый неведомым проклятием, он с юности нес тяжелое бремя печали, болезней и горя, и никогда не заживали на сердце его кровоточащие раны. Среди людей он был одинок, словно планета среди планет, и особенный, казалось, воздух, губительный и тлетворный, окружал его, как невидимое прозрачное облако. Сын покорного и терпеливого отца, захолустного священника, он сам был терпелив и покорен и долго не замечал той зловещей и таинственной преднамеренности, с какою стекались бедствия на его некрасивую, вихрастую голову. Быстро падал и медленно поднимался; снова падал и снова медленно поднимался,— и хворостинка за хворостинкой, песчинка за песчинкой трудолюбиво восстановлял он свой непрочный муравейник при большой дороге жизни».

СПРАВКА

Санкт-Петербургский Малый театр кукол – независимый негосударственный  театр кукол нового поколения, объединивший в 2016 году профессионалов из разных областей. Здесь работают 5 режиссеров, 12 артистов, 4 художника, хореограф. За шесть лет выпущено 25 спектаклей. В репертуаре театра спектакли по классическим произведениям: «Чайка», «Преступление и наказание», «Лир», «Мамаша К.», «Аттис», «Школа дураков» и другие. Для детей: «Винни-Пух», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Истории рождественской ярмарки».