Текст: Елизавета Портная
Леонида Андреева можно смело назвать человеком эпохи Возрождения — за свою жизнь он оставил след не только в русской литературе, но и в изобразительном искусстве, театре, философии, фотографии. К 150-летию классика Государственный музей российской литературы имени В.И. Даля организовал выставку «Леонид Андреев. Жизнь человека». Программа включает в себя кинопоказы, спектакли, кураторские и тематические экскурсии и доступна для всех желающих со 2 сентября.
Пространство выставки пропитано духом театра, даже само её название отсылает к пьесе Андреева «Жизнь человека». Сама по себе инсталляция представляет собой четыре «картины» (локации), олицетворяющие этапы жизни писателя. Каждая локация по-своему уникальна: например, картина 1: «Рождение человека» выглядит как своеобразный лабиринт, а картина 4: «Несчастие человека» напоминает красный вигвам из сериала «Твин Пикс». Зритель переходит из одного зала в другой, как бы проходя мимо важнейших этапов жизни писателя.
Марина Краснова, заведующая отделом «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» при ГМИРЛИ имени В.И. Даля рассказала, как, несмотря на пандемию, удалось организовать столь масштабный проект: «Здесь большая часть наших материалов, и в моменты, когда можно было передвигаться достаточно свободно, мы как раз созванивались с коллегами из Орла, списывались с коллегами из Питера, ходили во МХАТ, [делали все, что нужно] чтобы собрать эту историю».
Заметно, что выставка во многом ориентирована на «молодую» аудиторию: небанальная подача позволяет по-новому взглянуть на классического «школьного» автора, возможно, недооцененного юным читателем. Интересно ведь вырваться за рамки школьной программы и узнать, например, почему Андреева называют «русским Эдгаром По».
Инсталляция получилась без преувеличения зрелищной, и чтобы выяснить некоторые детали, «Год Литературы» решил задать несколько вопросов с художнику выставки Филиппу Виноградову:
Есть ли у выставки специальный акцент на «школьную» аудиторию?
Филипп Виноградов: Конечно есть, я всегда за. Мне кажется, школьники как раз сюда и ходят в основном.
Что для вас Леонид Андреев? Почему выставка сделана именно такой?
Филипп Виноградов: Не знаю, я просто настолько в материале, что так это не воспринимаю. Это настолько от автора идёт… Естественно, если бы был другой автор, было бы другое ощущение. Это [формат выставки] как бы заложено в нём, в его произведениях, и просто надо было это почувствовать и выразить. Вдохновение шло из темы, из ощущения автора.