Текст: Людмила Прохорова
Платформа Rideró провела вебинар с продюсером писателя Алексея Иванова Юлией Зайцевой «Технология старта для автора без имени». На встрече Юлия рассказала о трех главных шагах («трех ударных точках»), на которых стоит сконцентрироваться начинающему автору, чтобы вписаться в издательский алгоритм и привлечь внимание к своей книге.
Предлагаем прочитать краткий конспект этого вебинара.
Шаг 1. Тысяча и один шанс против «права первой ночи»
Не стоит бояться начинать с платформ самиздата. Публикации на них никаким образом не уменьшат возможности начинающего автора.
потому что, как правило, аудитория площадок самиздата и аудитория традиционных издательств не пересекается. Кроме того, современные издательства понимают, что платформы самиздата — это инкубатор профессиональных авторов, и сами ищут там писателей. Однако, сотрудничая с платформами самиздата, стоит выбирать правильную форму договора. Главные формы которые существуют: передать исключительную лицензию (и получать большие роялти с продаж) или неисключительную лицензию (но оставить за собой право предлагать произведение сразу нескольким компаниям, издателям и т.д.).
Как выбрать договор? Продумать свою стратегию, план на ближайшее время. Если есть сильный текст, то, возможно, стоит оставить себе большую свободу, чтобы быть готовым к шансу, удаче с разных сторон. А если есть план монетизировать свое произведение только на платформе самиздата и в данный момент достаточно именно той аудитории, которую там можно найти, или пока это не «текст всей жизни»? Тогда стоит выбрать больший процент роялти. Однако есть и гибридные форматы. Например, кейс Юлии Волкодав, которая начинала на селфпаб-платформах, но всегда мечтала опубликоваться в традиционном издательстве. Теперь ее книги выходят в «Астрели», но она поняла, что тиражи книг в профессиональном издательстве не такие большие. Теперь у нее есть определенное признание и «легитимизация» творчества от традиционного издательства, но нет достаточной монетизации.
Юлия приняла решение, что будет действовать по гибридной стратегии: какие-то книги она будет публиковать в традиционном издательстве, а какие-то — на платформах самиздата.
Еще один плюс платформ самиздата: на них у автора может появиться первая независимая объективная аудитория. Появляется возможность оценки. Кроме того, появляется дополнительный аргумент для своей презентации традиционному издательству.
Шаг 2. Не победить, а засветиться
Стоит участвовать во всех возможных премиях и конкурсах. Участвуйте как можно больше, даже если не нужны сертификаты, награды, деньги, даже если вы не верите в победу! Это как в спорте: просто надо держать форму. Главная задача — не победить, а засветиться. Ведь премии отслеживают критики, издатели, блогеры, состоявшиеся авторы, они же входят в состав жюри и читают работы номинантов, полуфиналистов и финалистов, а не только победителей.
Еще один важный момент: премии прекрасно самоорганизуют. Когда есть конкретный дедлайн, это создает дополнительную мотивировку писать, ускориться, уложиться в сроки, победить свою лень, прокрастинацию.
Однако, участвуя в различных конкурсах, надо внимательно читать условия, положения и договоры на подпись. Вдруг там прописано, что автор передает права на свой текст организаторам премии на 50 лет? В таком случае автор рискует, не прочитав внимательно договор, передать роман всей своей жизни какому-то микроскопическому издательству.
Кроме того, не стоит пренебрегать и школами писательского мастерства.
и за возможность засветиться, ведь там также работают редакторы, издатели и др. участники литпроцесса.
Еще один важный совет: когда придет удача, то надо быть к ней готовым. Смысл этого совета в том, что не надо носиться с одной-единственной книгой 25 лет, надо писать, наполнять свой «портфель» произведений, и когда предоставится шанс, то уже будет что предъявить издателям.
Шаг 3. Роуд-муви для дебютного автора
«Везет тому, кто везет». Существует миф, что известные авторы получают какой-то фантастический пакет продвижения от издательства, а дебютные не получают ничего, а должны предъявить все сами. На самом деле, издательство ожидает, что пиарить себя будет и начинающий, и успешный автор, потому что одного лишь издательского пиара никогда не достаточно. Не надо считать за оскорбление, если тоже предстоит участвовать в своем продвижении.
Одна из стратегий продвижения — «роуд-муви». Смысл ее в том, что важен не только результат (написанное произведение), но и сам путь к нему. Например, главный артефакт для любого писателя — готовый роман, и авторы в основном сообщают только несколько вещей: вот роман написан, вот его обложка, а вот в каком магазине его можно купить. Этого недостаточно! Ведь как бы это трагически ни звучало, но если вы начинающий автор, то читатели вашего романа еще не ждут. И важно показать путь создания своего произведения, чтобы у читателей возникла с ним теплая связь, интерес. И это «шоу» можно растягивать целый год в своих социальных сетях. Любое событие надо давать в информационной нарезке, не надо кидать сразу «палку колбасы», а затем молчать десять дней.