17.03.2023
Год ЕГЭратуры

Что делать на ЕГЭ по литературе? Сочинение 12

Рассказываем, на что обращать внимание при работе с большим сочинением

Фото: jcomp / ru.freepik.com
Фото: jcomp / ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

Уже в понедельник 20 марта самые отчаянные первые ласточки отправляются сдавать ЕГЭ по литературе. И среди моих учениц тоже есть одна такая залетная птичка. Так что самое время вспомнить, а что, собственно, нужно для самого дорогого сочинения на этом экзамене.

Виды тем 12 сочинения:

  • смысл названия;
  • жизненный путь/судьба;
  • любимый герой автора;
  • характеристика героя;
  • теория литературы (значение композиции, жанровая специфика, терминология и т.п.);
  • связь с автором (авторская позиция; авторские идеи; авторский голос);
  • темы и мотивы и т.д.

Основные требования:

  • объём не менее 200 слов, а лучше 250+;
  • использование 2+ терминов для анализа;
  • раскрывать тему глубоко и многосторонне.

План-конструктор:

Введение (3-5 предложений):

  • вступление:
  • - обращение к жанру;
  • - обращение к термину из темы;
  • - обращение к авторской идее/позиции;
  • тезис – прямой ответ на вопрос, состоящий из 2-3 пунктов.

Основная часть (2-3 абзаца в зависимости от аргументов):

  • аргумент 1 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
  • аргумент 2 из тезиса + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод;
  • аргумент 3 из тезиса (если есть) + анализ + цитата/обращение к тексту + микровывод.

Заключение (2-3 предложения):

  • подытожить все тезисы-аргументы;
  • подвести вывод всему вышесказанному через идею и/или авторскую позицию.

Важно:

Заключение – это не повтор введения; не повтор того же самого, что было сказано выше в микровыводах в основной части. Заключение – подытоживание всего вышеперечисленного общей мыслью через выявление авторской идеи и/или авторской позиции.

Лайфхак:

Хорошее заключение получается тогда, когда оно содержательно дополняет введение. Т.е. написали вы сочинение, мысленно "выкинули" основную часть, прочитали оставшиеся введение и заключение и поняли, что они не повторяют друг друга, а дополняют – значит, все сделали правильно.


ПРИМЕР реального сочинения как раз моей первой досрочной ласточки:

Тема: Символика в поэме Блока "Двенадцать"

Блок по праву считается одним из величайших поэтов 20 века. Основное направление его творчества – символизм. Для него характерно раскрытие смысла произведения на абстрактном, концептуальном уровне. По этой причине символы играют немаловажную роль в поэме "Двенадцать".

Первым символом, встречающим читателя уже в названии, является число двенадцать, в религии ассоциирующееся с апостолами Иисуса Христа. В поэме же оно относится к патрулирующим зимний Петроград ("идут двенадцать"). Автор прочно связывает ключевых героев произведения с данным числом, тем самым сопоставляя их с библейскими, ведь "двенадцать" Блока служат такими же апостолами идей наступающей эпохи. И им, подобно предшественникам, предстоит подвести мир к новой вере, новой жизни и действительности.

Другим важным образом в поэме служит снег. Снег идёт на протяжении всей поэмы, и по мере приближения к финалу постепенно превращается из снегопада в метель, а затем во вьюгу. Подобная смена погодных условий символизирует смену режима, и внезапно пришедшую в отношении каждого, не приспособившегося к изменениям, холодную отстранённость со стороны государства. Описанный Блоком пейзаж постреволюционной России бел, то есть опустошён и очищен – специально для создания разительно отличающегося общественного строя.

Однако наиболее ярким символом, уникальным для произведения, становится символ пса – прошедшей эпохи. Посредством метафорического сравнения с животным поэт говорит о всей жалости и неуклюжести прежних российских реалий. Действительность изменилась, и не нашедшие в ней места идеи сопоставимы с «безродным» псом. Люди отвернулись от правил, по которым жили ранее, поэтому лишь буржуй проносит с собой остаток былого мира, но уже далеко не господствующего, а ужимающегося в тени.

Подводя итог своим рассуждениям, стоит отметить, что каждый из символов, используемых в поэме, значительно влияет на её восприятие. Они позволяют автору раскрыть проблему многогранно, к чему приводит возможность свободной интерпретации каждого из них.

271 слово


Комментарии: а нужны ли они? 18 из 18

Но всё же прокомментирую:

3 абзаца в основной части – 3 хороших аргумента, раскрывающие идею поэмы с разных сторон:

  • образы людей, отсылающие к библейской тематике;
  • образ природы, раскрывающий глобальную идею через пространство;
  • образ пса, подчеркивающий образность метафоры.

Еще раз важно: заключение не повторяет введение, а дополняет его, ставя логическую точку.