САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Примеры сочинений ЕГЭ (12 задание по литературе). Чехов

Практикуемся вместе перед экзаменами. Комментарии к заданию 12 в ЕГЭ по литературе: рассказы Чехова

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Мы решили продолжить практику комментирования сочинений, которые поступают к нам со всех уголков страны. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике. Мы не будем указывать имена и города, чтобы и у вас, и у комментаторов были те же условия, перед которыми оказываются учащиеся и эксперты во время проведения реального ЕГЭ.

Если хотите получить подобный разбор, отправляйте тексты своих сочинений по русскому языку и литературе на почту shipilova@godliteratury.ru, в теме указывая "Комментарий к сочинению".

Тема: Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)?

Обозначения:

  • полужирный курсив - ошибки, которые нужно исправить;
  • подчеркнутый - неточности, которые необходимо доработать.

Антон Павлович Чехов один из писателей, развивающих тему обывательщины в русской литературе. Понятие «обывательщина» включает в себя узость кругозора, примитивность мышления и интересов, бытовое мировоззрение. Автор написал множество рассказов, в которых он уличает героев в простоте существования, узости взглядов, интересов, мыслей, считая это «страшным злом». Чтобы разобраться в чем именно заключается порочность обывательщины для Чехова, проанализируем его рассказы.

В рассказе «Ионыч» Чехов гиперболизирует концентрацию обывательщины с помощью деталей, ведь город С обывательский, хоть там есть клуб и театр, жители в нём тоже обывательские. Но Главный герой приезжает в этот город «Старцевым», амбициозным, талантливым врачём, видящим «пошлость» старших Туркиных и способный наслаждаться искусством и красотой. Однако со временем он становится таким же обывателем, как и все в городе: лечит больных ради материальной выгоды, с которыми при их обилии не в силах справится, проводит вечера в трактирах за игрой в карты и пьянством, а обращаться к нему начинают не иначе как «Ионыч». С помощью детали, заключающейся в изменении обращения к герою из уважительного «Старцев» к житейскому, простому «Ионыч», Чехов показывает читателю «страшное зло» обывательской жизни – она всепоглощающа, даже светлые, образованные умы тонут в её быте и примитивности.

В рассказе «Тоска» автор раскрывает другую сторону чреватости обывательщины. С помощью описания зябкой, неприятной, пасмурной погоды автор погружает читателя в угнетающее состояние. Чехов показывает нравственное разложение общества через равнодушное отношение окружающих к чужому горю. Ведь попутчики Ионы либо вовсе не сочувствовали ему, либо, такие как военный, говорили: «все помрём». В мире, где все вокруг примитивны, никому нет дела до боли другого, а значит в таком мире все одиноки. Таким образом «страшное зло» обывательщины заключается в черством, разрозненном обществе, где в толпе по-своему одиноки все.

Антон Павлович Чехов посвящает раскрытию темы обывательщины много рассказов, тем самым показывая читателю многогранность её чреватости. Обывательское общество непременно затягивает в себя каждого, таким образом убивая всё творческое, эстетическое и чувственное, не давая возможность развиваться и искусственно делая одиноким каждого.

309 слов

КритерииМаксимальный баллПолученный балл
1. Соответствие сочинения теме и ее раскрытие33
2. Привлечение текста произведения для аргументации33
3. Опора на теоретико-литературные понятия32
4. Композиционная цельность и логичность32
5. Соблюдение речевых норм31
6. Соблюдение орфографических норм11
7. Соблюдение пунктуационных норм11
8. Соблюдение грамматических норм11
Итого:1814



Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Как видите, снижение баллов здесь происходит из-за отсутствия терминов для анализа, логических и речевых ошибок.

Итак, по порядку.

Речевые ошибки:

  • "жители в нём тоже обывательские" - смысл фразы понятен, но получилось так, как будто это не жители-обыватели у Чехова показаны, а ему самому не удалось их изобразить достаточно ярко; лучше «жители его тоже обычные обыватели».
  • "раскрывает другую сторону чреватости обывательщины" - что такое чреватость обывательщины? зачем усложнять жизнь и себе, и экспертам, придумывая какие-то новые немыслимые сочетания? Надо быть проще: «раскрывает другую страшную сторону обывательщины.
  • "многогранность её чреватости" - из той же серии; лучше: «многогранность того "страшного зла", которое она несет».

Логика и термины:

  • "С помощью детали, заключающейся в изменении обращения к герою из уважительного «Старцев» к житейскому, простому «Ионыч»" - лучше сделать акцент на термине: «с помощью такой детали, как изменение обращения к герою…» И далее уважительное – это не столько фамилия «Старцев», сколько всё же ИО: «Дмитрий Ионыч».
  • "С помощью описания зябкой, неприятной, пасмурной погоды..." - а вот здесь можно добавить термин «городской пейзаж», тогда повысится К3.
  • "Антон Павлович Чехов посвящает раскрытию темы обывательщины много рассказов" - мысль из введения перекочевала в заключение. Лучше: "Антон Павлович Чехов часто застрагивает тему обывательщины..."

Ну и по мелочи:

  • талантливым врачём - "врачом"
  • не в силах справится - "справиться"