29.03.2023

Пермякам напомнили о ссылке Мандельштама в Прикамье

Выставка о поэте из фондов музея истории репрессий вновь демонстрируется после долгого перерыва

Фото: Игорь Карнаухов
Фото: Игорь Карнаухов

Текст: Игорь Карнаухов

В пермской краевой библиотеке им. А. М. Горького развернулась выставка «В ком сердце есть, тот должен слышать время», посвященная жизненному и творческому пути Осипа Мандельштама (1891–1938). Впервые она демонстрировалась в 2016 году в Чердыни (Пермский край) – в городе, куда поэт был отправлен отбывать ссылку по своему первому приговору, но который довольно скоро с женой покинул. И вот предстала в столице Прикамья.

«В ком сердце есть» представляет собой десять стендов с основными сведениями о жизни и творческом пути Осипа Эмильевича. Поскольку она подготовлена усилиями специалистов музея не литературного, а историко-обществоведческого профиля – центра истории политических репрессий «Пермь-36», то биография и наследие Мандельштама увязываются с периодами социально-политической истории страны. Так, в году, когда литератор был арестован ОГПУ (в годы Гражданской войны он уже бывал схвачен сначала врангелевской контрразведкой, затем еще в Грузии меньшевистской администрацией. – авт.) – 1934-м, по мнению авторов, совершалось становление «репрессивной системы». Больше, чем о своеобразии поэзии Мандельштама, организаторы хотели бы осведомить публику об отношении поэта к власти, к правоохранительной системе, с которой он столкнулся, к организованным формам литературной жизни в Стране Советов.

Пребывание Мандельштама с супругой на Западном Урале оказалось недолгим, но памятным. 3 июня 1934 года пара прибыла в Чердынь, где поэт был помещен в больницу. Страдая галлюцинациями и манией преследования, Осип Эмильевич попытался выброситься из окна высокого второго этажа. В результате неудачного падения сломал плечо. Тем временем в столицах хлопотами Анны Ахматовой, Бориса Пастернака и Н. И. Бухарина приговор ему был смягчен, и чете было дано право выбрать другое место для ссылки. После чего и был Воронеж.

Такое короткое, но памятное нахождение на пермской земле оставило заметный след в творчестве свидетеля Серебряного века. «День стоял о пяти головах», мини-цикл «Кама», «Стансы» сотворены под впечатлением от пребывания здесь.

  • Я смотрел, отдаляясь, на хвойный восток.
  • Полноводная Кама неслась на буек.

  • И хотелось бы гору с костром отслоить,
  • Да едва успеваешь леса посолить.

  • И хотелось бы тут же вселиться, пойми,
  • В долговечный Урал, населенный людьми,

  • И хотелось бы эту безумную гладь
  • В долгополой шинели беречь, охранять.

«Слоистый нрав» Урала, «застенчивый рукав» Камы встречаются и в позднейших стихах, уже 1937 года.

В новое время об этом эпизоде из жизни поэта снят документальный фильм кинорежиссером Борисом Караджевым – «Тринадцать ночей».

В здание уездной больницы, ставшей теперь достопримечательностью, вход ныне воспрещен. На ее стене имеется памятная табличка.

Выставка в краевой библиотеке открыта по 28 апреля включительно. Доступ к ней свободный, но необходим читательский билет Горьковки.