САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

По «Воронежским тетрадям» Мандельштама поставили кукольный спектакль

Фоном для действия станет тропа — станок для вождения кукол — в виде креста

Фото: puppet-shut.ru/spektakli/mandelshtam-voronezhskie-tetradi/
Фото: puppet-shut.ru/spektakli/mandelshtam-voronezhskie-tetradi/

Текст: Татьяна Ткачева

Знаменитый цикл стихотворений, написанный в Воронеже, представят в Театре кукол имени В. Вольховского в неожиданном формате. Лирический герой Осипа Мандельштама воплотится в виде нескольких марионеток. Персонажей из реальной жизни поэта сыграют артисты. Премьеру готовит режиссер Руслан Кудашов, который возглавляет Большой театр кукол в Санкт-Петербурге.

"Воронежские тетради" - одна из вершин творчества Мандельштама - рождены в ссылке. Поэта репрессировали за антисталинские стихи. Напуганный и затравленный, не приспособленный к быту, он был оторван от привычного круга, занимался скучной для него поденщиной и чувствовал себя птицей, запертой в клетке.

- По форме спектакль похож на "Божественную комедию" Данте, потому что мы двигаемся от тьмы к свету. В первых стихах цикла автор находится в крайне горестном ощущении себя и мира. Для него ссылка в Воронеж - это абсолютная блокада, травля, вакуум без общения и поддержки. Но заканчиваются "Тетради" воздушными стихами, появляется совершенно другое настроение, другое понимание себя в мировом пространстве. Так и мы в спектакле дантовскими кругами ада движемся к свету, все пронзающему и во все проникающему свету, - пояснил Руслан Кудашов.

В его спектакле поэтические образы перекликаются с фактами биографии, куклы разных типов - с так называемым живым планом - когда актеры играют от своего лица. Зрители увидят монументального Данте с движущейся рукой, марионетки Чаплина (образ смешного, неуклюжего и беспечного в прошлом поэта), Дон Кихота (поэт после допросов и пребывания в Чердыни, где он чуть не покончил с собой) и Щегла (сквозной образ в лирике Мандельштама, символ свободы и жажды жить). Жену и Следователя режиссер не стал переводить в кукол, "воронежскую Лауру" Наталью Штемпель - именно она сохранила тетради поэта - сделал и "натуральной", и "марионеточной".

Фоном для действия станет тропа (станок для вождения кукол) в виде креста. "Он еще не сделался надгробием, но уже завис над воронежским узником. И даже под гнетом смерти, надломленный и вывернутый, Мандельштам остается по-настоящему живым: он чувствует, дышит, любит, продолжает писать", - отметили в Воронежском театре кукол имени В. Вольховского.

Как и поэзия Мандельштама, спектакль потребует от публики определенных интеллектуальных усилий. Формально он подходит и для подростков, там нет "взрослых" сцен и всего того, что обычно представляют при маркировке "16+". Но в театре ждут на новую постановку прежде всего зрителей, созревших для внимательного, вдумчивого просмотра.

Премьерные показы пройдут 24 и 25 июня. Подробности можно узнать на сайте театра.

Прямая речь

Руслан Кудашов, режиссер спектакля "Мандельштам. Воронежские тетради":

- Если тебе в 12 лет жизненно необходимо что-то узнать о себе, о своих переживаниях; о том, как может быть плохо человеку, как может быть хорошо человеку, - если тебе это нужно, ты придешь на спектакль и что-то получишь, что-то узнаешь и почувствуешь. Мандельштам - для всех, для всего человечества, для всей Вселенной.

Оригинальный материал: rg.ru