26.04.2023
Интервью

Кто из писателей лучше всех играл в карты?

Беседуем с президентом Федерации спортивного покера России и автором книги «Писатели за карточным столом» Дмитрием Лесным

Хотя Пушкин не играл в преферанс (он появится позже), ночи напролет резался в фараона / bib-celina.ru
Хотя Пушкин не играл в преферанс (он появится позже), ночи напролет резался в фараона / bib-celina.ru

Интервью: Юрий Снегирев

Дмитрия Лесного любителям игр в карты представлять не надо. Когда-то один из лучших картежников бывшего СССР, а ныне - крупнейший российский специалист по теории и практике игр, президент Федерации спортивного покера России, автор компьютерной игры "Марьяж" и уникальной "Игорной энциклопедии", многократно переизданной и переведенной на множество языков. И вот недавно он выпустил книгу, название которой говорит за себя - "Писатели за карточным столом". Мы связались с автором.

Пушкин играл во все, кроме преферанса

Дмитрий Станиславович, что такое преферанс?

Дмитрий Лесной: Это самая популярная карточная игра русской интеллигенции XIX и XX веков, к азартным играм не имеющая никакого отношения. Я на этом настаиваю. Азартные игры - это те, в которых выигрыш зависит главным образом от случая, везения. Не случайно в старину они назывались роковыми или отважными. Так вот, преферанс относится к играм умения. Первое упоминание о нем появилось в 1841 году, когда вышла брошюра, изданная Московским университетом. Там описывались правила игры.

Но почему преферанс стал таким популярным именно в середине XIX века?

Дмитрий Лесной: В пушкинское время были популярны такие игры, как штос, банк, фараон. Вспомним "Пиковую даму". Метали карты направо и налево. Пушкин, Лермонтов, Толстой - все они увлекались банком. Проигрывали огромные суммы. Можно только удивляться: что они находили в этой игре?! Чет-нечет, не сложнее орлянки! Гениальное объяснение дал Ю.М. Лотман: игра была наиболее точной моделью общественных отношений того времени. Взлеты и падения зависели от воли случая. А потом на смену штосу приходит преферанс. Взятка, прикуп, торговля. Чувствуете, как время властно над игрой? Появились иные общественные отношения. А сегодня играют в покер. Я ставлю в банк 100 рублей, а надеюсь выиграть 500. Учитываю вероятности, соотношение риск - награда. Я инвестирую. Это модель нашей бизнес-жизни.

Некрасов - лучший игрок

Давайте поговорим о вашей последней книге "Писатели за карточным столом", которая вышла в конце марта. Там пришлось переворачивать огромные пласты истории. И везде карты, карты...

Дмитрий Лесной: Задача была отобрать материал, отредактировать, заказать иллюстрации, которые для книги сделал замечательный Борис Заболоцкий. Мне было очень интересно работать с этим материалом. Какие люди! Вот Пушкин хотя и не играл в преферанс, но был очень азартным человеком. Однажды проигрался. Но не ушел. Сидит, смотрит на игру, надеется на что-то. И тут один из партнеров - С.Д. Полторацкий - предлагает поставить в банк письма Рылеева к нему против 1 тыс. рублей ассигнациями (деревенька в то время стоила 500 рублей). В первую минуту Пушкин было согласился, но тотчас же опомнился, воскликнув: "Какая гадость! Проиграть письма Рылеева в банк! Я подарю вам их!"... Это поступок, что бы там о нем ни говорили. Но какое благородство в игре! Ай да Пушкин!

А кого из писателей вы считаете лучшим игроком?

Дмитрий Лесной: Пожалуй, это Некрасов. Он играл вдумчиво, соизмеряя свои возможности. И я всегда старался следовать его заветам. Например, деньги, отведенные на игру, положить в отдельный карман и заранее с ними попрощаться. Но в другой карман уже не лезть. Нельзя давать в долг перед игрой. Про это есть целая история: писатель Пиотровский просил денег в долг, а Некрасов отправлялся на игру. Тот грозился застрелиться, но Некрасов все равно не дал. Пиотровский застрелился. Некрасов после этого полгода не играл. А вы знаете, как он взятки цензорам давал? Садился за стол и намеренно им проигрывал. Все всё понимали, потому что Некрасов был игроком очень сильным. Вроде взятка, а с другой стороны - обычный проигрыш. Так он сохранял свой "Современник".

А Достоевский?

Дмитрий Лесной: Его сгубил первый серьезный выигрыш. Несчастная судьба. Но философские суждения Достоевского об игре очень глубоки.

А Державин, который "в гроб сходя благословил"?

Дмитрий Лесной: Он играл в карты всю свою жизнь, а по молодости добывал средства шулерской игрой. Но честь свою сберег. Покаялся. Для игрока карточный долг - долг чести. Тех, кто платит сполна и вовремя, уважают.

Арканов, Абдулов и Немцов

А кто из наших современников был наиболее удачлив в игре?

Дмитрий Лесной: Наверное, Аркадий Арканов. Этот человек любил казино, но и в преферансе был королем. И в покере. Спокойствие и такт. А еще выносливость. Он был у меня в гостях на Кипре за год до смерти. Мы с ним поехали играть в покерном турнире. Я вылетел, а он продержался до финального стола. Я диву давался - человеку 80 лет, а он сидит за игрой 9 часов, выкуривает пачку сигарет, выпивает 3-4 бокала виски. Еще можно вспомнить Александра Абдулова. Его коллеги рассказывали: он был необычайно фартовым. На гастролях подходит к первому попавшемуся автомату, прямо в холле гостиницы, бросает монетку, и тут же волшебный звон сыплющихся жетонов.

А с Роланом Быковым вас как судьба свела? Он тоже был картежник?

Дмитрий Лесной: В молодости я одно время работал концертным администратором. Возил столичных знаменитостей по Средней Азии. Познакомился и подружился и с Роланчиком. Он говорит: тебя погубят деньги! Позвал в Москву - поступать на высшие режиссерские курсы. Я провалился. И остался работать у него в качестве личного секретаря. Да, режиссером так и не стал. Но у каждого своя судьба. Мне моя нравится - книги про игры, школа покера. И за два года, проведенные рядом с большим Мастером и мудрецом, я судьбе своей весьма благодарен.

Говорят, Борис Немцов здорово "катал" на сочинских пляжах. Он в своем интервью рассказывал о своих приключениях.

Дмитрий Лесной: Его я лично не знал и многочисленные байки подтвердить не могу. Игрой увлекались многие люди из власти. Это же не только страсть и развлечение, но и способ самоутверждения. Когда они приходят во власть, эта новая игра их захватывает и затмевает все остальные. На юбилее у Фетисова я произнес тост: Вячеслав Александрович, мы вас любим и уважаем как великого игрока, вы единственный в мире, кто завоевал Кубок Стэнли дважды. И теперь мы восхищаемся тем, как смело вы приняли участие в совершенно новой для вас игре под названием политика, правила которой вам совершенно неизвестны, если они вообще существуют.

А с кем из своих героев-писателей вы сели бы за ломберный стол?

Дмитрий Лесной: Знаете, мне часто доводилось играть в "звездном составе". Пригласили как-то во Владивосток принять участие в Кубке Приморья по преферансу, организованном губернатором Дарькиным. Пригласили в качестве свадебного генерала. Я принял участие и даже занял в турнире первое место. Получил специальный приз - машину Toyota Celica. А после турнира меня пригласили на приватную игру с губернатором и местными олигархами. Принять ставку 50 долларов за вист я не мог - можно проиграть 50 тыс. в одной пульке. Но они согласились играть со мной по маленькой, просто за удовольствие поиграть с Лесным. Про такого рода приглашения мне рассказывал Ролан Быков - зовут в баню, просто чтобы козырнуть перед своими гостями знакомством со знаменитостью. Другие богачи приглашали поиграть, чтобы поучиться. Третьи любили общение - за игрой сыплются байки, истории, анекдоты.

Если бы мне пришлось выбирать компанию из героев своей книги, мне было бы интересно пообщаться с каждым из них. Но если выбирать все же пришлось бы - место за ломберным столом ограничено, - то я бы выбрал тех троих, которые на обложке книги: Гоголь, Пушкин и Достоевский.

Оригинальный материал: rg.ru