Текст: Елена Дорофеева
Тема конференции – обсуждениe важнейших отраслевых проектов, направленных на развитие книжной отрасли в условиях турбулентности. В конференции приняли участие члены правления Российского книжного союза (РКС), руководители Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) и Ассоциации книгораспространителей (АСКР), представители крупнейших издательств, книготорговых сетей и маркетплейсов, полиграфического комплекса, а также кураторы проектов по продвижению книги и чтения, проведению книжных фестивалей.
Главный редактор журнала "Книжная индустрия" Светлана Зорина, впервые выступившая в качестве нового председателя Ассоциации книгораспространителей России, выделила первоочередные задачи организации в сегодняшних реалиях. Среди них:
- объединение в живом и конструктивном диалоге всех заинтересованных в развитии книжной торговли участников;
- организация работы Аналитического центра, задачей которого станет комплексный и систематический анализ данных по выпуску книг и продажам;
- возрождение Академии книжного бизнеса;
- создание карты книжных магазинов России для обмена опытом, проведения совместных мероприятий в поддержку чтения.
Аналитические задачи могут быть осуществлены при сотрудничестве Российской книжной палаты, Российского книжного союза, Ассоциации книгораспространителей и журнала «Книжная индустрия».
Галина Перова, возглавляющая Отдел статистики печати и международной стандартной нумерации Российской книжной палаты, ознакомила слушателей с основными правилами статистического учета обязательных экземпляров, данными за первый квартал 2023 года по таким параметрам, как жанр, максимальный тираж, тип изданий. Было отмечено снижение среднего тиража до 2700 экземпляров, что естественным образом повышает себестоимость изданий.
Ажиотажный спрос продолжался в первые четыре месяца после введения соответствующих пакетов санкций, затронувших отрасль. Курсы валют постепенно возвращаются к докризисным показателям, типографии уже имеют значительные запасы материалов и ситуация в целом стабилизируется.
Генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев определил основные проблемы, мешающие на сегодняшний день развитию отрасли. Это:
- малое количество книжных магазинов;
- отсутствие скоординированных мер по их поддержке;
- бумажное пиратство (в том числе на платформе Wildberries).
Капьев отметил необходимость создания отраслевой программы по запуску сети русских книжных магазинов за рубежом, а также единой программы детского чтения. В российских школах и университетах нужно устраивать книжные клубы, как в офлайн-, так и в онлайн-формате, приглашать писателей и издателей, проводить книжные ярмарки.
Генеральный директор издательства “Clever-media” Александр Альперович отметил необходимость изменений в системе ценообразования, которая должна реагировать на меняющийся книжный рынок. А главный редактор издательства «Феникс» Алексей Боровиков говорил о расширении издательского ассортимента и открытии новых имен.
Алексей Кузьменко, руководитель группы «Книги» компании Wildberries, ответил на упреки коллег, связанные с чрезмерным снижением цен, навязыванием акций поставщикам книжной продукции и игнорированием пиратства. По словам Кузьменко, ценообразование и участие во всевозможных акционных программах на платформе полностью находится в руках поставщиков и сотрудничество осуществляется на гибкой основе. Жалобы о пиратстве, часто поступающие на поставщиков из Казахстана и других стран СНГ, рассматриваются в обязательном порядке — насколько это позволяют кадровые возможности платформы.
Руководители торговых сетей Мария Бахонкина («Буквоед») и Инна Касенова («Республика»), поделились особенностями развития книжной торговли в онлайн- и офлайн-формате в эпоху после пандемии. Речь шла о важности коммуникации, обсуждения книг в магазинах, всплеске интереса к встречам с писателями и дискуссиям. Большую роль играет сегодня и имидж книжного магазина: уютная атмосфера, стильные витрины, дружественное отношение к читателю.
На конференции активно обсуждалась инфраструктура продвижения книги и чтения. Денис Котов, основатель и совладелец петербургской книжной сети «Буквоед» и организатор проектов, представил программу «Читающий август», направленную на развитие чтения и книжной культуры, а также призванную стать инструментом привлечения читателей в библиотеки и книжные магазины. Старт программы запланирован на 1 августа 2023 года. Важной составляющей «Читающего августа» станет движение «Книжные маяки России», участвовать в котором смогут издательства, магазины и библиотеки.
Михаил Фаустов, создатель чемпионата по чтению вслух «Открой рот», программный директор Межрегиональной федерации чтения и директор только что созданной Ассоциации книжных фестивалей, рассказал о значимости фестивального движения, привлечении с его помощью к чтению нечитающей аудитории. Были названы успешные книжные фестивали, такие как «Белый июнь» в Архангельске, «Китоврас» во Владимире, «Волжская волна» в Саратове, «Берег» в Благовещенске, и другие.