29.07.2023
Выбор шеф-редактора

Любимый Петербург и другие. Выбор шеф-редактора

Пять книг самого конца июля

Текст: Михаил Визель

  • Мария Ивашкина. «Петербург. Тихий ход».
  • СПб.: Подписные издания - 112 с.

Выпустив в собственном микроиздательстве прекрасную визуальную книгу в жанре "Я шагаю по Москве", художница Маша Ивашкина естественным образом обратила свои взоры в сторону Петербурга. Но, будучи москвичкой, не самостоятельно, а объединив усилия с молодыми и прекрасными сотрудниками лучшего (по нашему субъективному ощущению) в Петербурге книжного магазина "Подписные издания".

Собственно, книга представляет собой собрание Машиных акварельных этюдов, на которых запечатлены разные уголки этого прекрасного (и тоже молодого) города, сопровожденных нарезкой монологов о них сотрудников магазина. По сути дела, признаниями в любви к городу, в котором они живут, от рождения или по сознательному выбору. Второе встречается чаще - и поэтому признания более пылки. Если вы хотите не просто насладиться прекрасными видами Петербурга и прекрасно артикулированной речью его молодых интеллектуалов, но и понять, за что можно любить этот невозможный город - это сюда.

  • Евгений Алёхин. «Луноход–1»
  • СПб.: Прорубь - 146 с.

Евгений Алехин, один из первых лауреатов "Дебюта", певец в группе "Макулатура" и вообще разносторонне творческая личность, давно приучил к жесткой брутальности своих сочинений, в какой бы медиа они ни реализовывались. Но в этой маленькой повести о счастливом (без иронии) советском детстве неожиданно предстал истинным лириком.

Ее автобиографическому герою, самому Жене Алёхину, от нуля до семи, он с родителями и старшей сестрой в маленьком городе под Кемеровом, и, повторяем, его детство, обычное советское детство, вполне счастливо. Маленький Женя открывает мир, неотъемлемой частью которого является и детская сексуальность, на радость Фрейду, и еще не знает, что его советское детство - последнее: полные шесть ему исполняется в год развала СССР.

Ключевая метафора - ребенок как луноход, который едет по незнакомой поверхности, вбирая антеннами и телекамерами все впервые увиденное, кажется, восходит к повести Пелевина "Омон Ра", тоже ведь посвященной советскому представлению о счастье, но Евгений Алехин овеществляет этот образ совсем иначе. Заканчивается книга, а вместе с ней и советское детство, страшно и неожиданно. Но к краху советской космической программы это отношения уже не имеет.

  • Максим Замшев. «Вольнодумцы»
  • СПб.: Лимбус-Пресс, 2023 - 496 с.

Современные русские писатели занимаются своим прямым делом - пытаются с разных сторон и разными способами описать и осмыслить современную российскую действительность. Главный редактор "Литературной газеты" Максим Замшев выбирает наиболее удобный себе инструментарий традиционного жанрового детектива на романтическом ходу с политической подпругой.

Внучка генерала полиции, благополучнейшая московская эргэгэушница, обнаружена убитой при сомнительных обстоятельствах - а следствие обнаруживает то, о чем читатель уже осведомлен: что юная эффектная мажорка входила в сомнительную компанию, ставившую своей целью потрясать основы.

Автор сразу очерчивает правила игры и четко им следует. Предсказуемо-непредсказуемая развязка наличествует. Острые намеки на известные обстоятельства - в ассортименте.

  • Михаил Елизаров. «Скорлупы. Кубики»
  • М.: АСТ, РЕШ, 2023 - 296 с.

Работая, хочется верить, над второй частью своей фундаментальной "Земли", Михаил Елизаров выпустил двусоставную книгу, в которой к давнишнему (но ничуть не зачерствевшему, а наоборот, заигравшему новыми смыслами) сборнику небольших рассказов "Кубики" присовокуплены четыре больших рассказа, объединенных в цикл "Скорлупы". Объяснить, о чем они, затруднительно: жесткий реализм сочетается в них с жесткой елизаровской метафизикой, хорошо знакомой его поклонникам. Но сочетается по-разному. Воспользуемся объяснением самого Михаила Елизарова:

"Проще говоря, это четыре различных механизма сборки текста: от максимально традиционного, претендующего на автобиографичность, до „экспериментального“ — разумеется, в понимании автора".

  • Элизабет Страут. «Ах, Вильям!»
  • Пер. с англ. Светланы Арестовой
  • М.: Фантом-Пресс, 2023 - 256 с.

Возможна ли любовь со второго взгляда? Ну, если не любовь, то хотя бы пересмотр давно сложившегося мнения о некогда любимом человеке?

Свой остроумный и тактичный ответ на этот животрепещущий (далеко не только для дам элегантного возраста) вопрос дает лауреатка Пулитцеровской премии. Ее героиня Люси (как водится, писательница), так уж вышло, вновь начинает тесно общаться со своим бывшим - с которым они вырастили двоих детей, но давно зажили каждый своей жизнью, не предусматривавшей чего-либо большего, чем регулярная болтовня за стаканчиком нью-йоркского кофе. Как Люси казалось до шестидесяти с гаком лет. Пока волей грустных обстоятельств они не отправляются снова в совместное путешествие - и тут-то Люси наконец понимает, что ничего она, бедная деревенская провинциалка, выскочившая за богатого интеллектуала, о своем экс не знает. Ах, Вильям...

Книга уже вышла в финал Букеровской премии - и вот это как раз удивления ничуть не вызывает.