29.08.2023
Образование

ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 2024 учебном году: разбор изменений

ОГЭ по русскому языку в этом году усложнили, а вот ЕГЭ почти не тронули, кроме пары моментов. Оцениваем масштабы бедствия и рассеиваем слухи

 jannoon028 / ru.freepik.com
jannoon028 / ru.freepik.com

Текст: Ольга Лапенкова

25 августа на официальном сайте ФИПИ появились демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам, в том числе — по русскому языку и литературе. Эти документы наглядно показывают, как изменились экзаменационные задания, а также критерии оценки ученических работ. Стопроцентной уверенности в том, что реальные варианты будут построены по тому же лекалу, нет: в проектные версии ещё могут внести коррективы. Однако, как правило, этого не происходит и с момента публикации демоверсий ничего не меняется.

Проект ЕГЭ-2024 по литературе уже всколыхнул общественность: педагоги возмущены тем, что в тестовой части одиннадцатиклассникам не будут задавать вопросов о творчестве Грибоедова и Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Но, что касается ОГЭ и ЕГЭ по русскому, здесь всё не в пример спокойнее, — хотя изменения тоже имеются.

Вкратце: ОГЭ по русскому сделали более похожим на ЕГЭ, добавив несколько заданий к тестовой части. А на ЕГЭ незначительно усложнили два задания и сделали чуть строже критерии оценивания.

А с этого момента, как говорится, подробнее.

ОГЭ-2024 по русскому языку

В 2022/23 году ОГЭ по русскому языку состоял из трёх частей: изложения, теста и сочинения.

Изложение (задание №1) ребята писали так. Когда все рассаживались по местам и организатор зачитывал инструкцию — в общем, когда экзамен наконец-то начинался, — девятиклассникам включали аудиозапись. Ребята должны были быстро-быстро записать как можно больше из услышанного. Потом давалось пять минут на работу с черновиком; потом аудиозапись проигрывалась второй раз. В итоге каждый школьник должен был перенести на чистовик краткое содержание прослушанной записи: текст объёмом 90-100 слов, разделённый на три абзаца (по количеству микротем).

Тестовая часть содержала семь заданий, а именно:

  • задание №2 — «Синтаксический анализ» (здесь давался небольшой текст, после которого приводилось пять утверждений, и нужно было выбрать из них два или более верных, например: «Предложение №2 сложноподчинённое» и «В предложении №5 представлены и прямая, и косвенная речь»);
  • задание №3 — «Пунктуационный анализ» — нужно было указать все цифры, на месте которых требуется поставить запятые, или тире, или двоеточие, или кавычки;
  • задание №4 — тоже «Синтаксический анализ» — переделать словосочетание, оставив смысл, но изменив тип связи слов (например, не «картофельное пюре», а «пюре из картофеля»);
  • задание №5 — «Орфографический анализ», то есть знание правил — найти два или более варианта, где приведено верное объяснение, почему то или иное слово пишется именно так, а не иначе;
  • задание №6 — «Анализ содержания текста» — прочитать рассказ и выбрать варианты, где содержится именно та информация, которая была в приведённом для анализа тексте, ничего не переврано и не «додумано»;
  • задание №7 — «Анализ средств выразительности» — найти в конкретных предложениях эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения или фразеологизмы;
  • задание №8 — «Лексический анализ» — отыскать на определённом участке текста (например, в предложениях 5 – 15) устаревшее, или разговорное, или просторечное слово. Или, как вариант, синоним или антоним какого-нибудь понятия.

Сочинение можно было написать на любую из трёх тем: 9.1, 9.2 или 9.3.

  • 9.1 было самое сложное: там приводилось высказывание какого-нибудь учёного-лингвиста, и это высказывание нужно было доказать, опираясь на попавшийся на экзамене рассказ. В общем, задание для тех, кто мечтает о филфаке или журфаке.
  • 9.2 было полегче: рассказать, как вы понимаете смысл той или иной фразы из текста (чаще всего — финала). Во введении сочинения следовало сформулировать тезис (главную мысль), а потом доказать его, приведя два примера-иллюстрации из, опять же, попавшегося текста. И, конечно, написать заключение, в котором тезис повторялся бы, хотя и другими словами.
  • 9.3 было и того проще: объяснить, как вы понимаете смысл какого-нибудь понятия («дружба», «честность», «нравственный выбор» и т. д.). Во введении нужно было высказать, опять же, тезис, а потом — написать ещё два абзаца. В одном из этих абзацев раскрыть свою мысль с опорой на экзаменационный текст, в следующем — привести аргумент из жизненного опыта. И, разумеется, не забыть про заключение (например: «Итак, честность — это важнейшее качество любого человека. Нечестный человек никогда не сможет рассчитывать на понимание и принятие окружающих. Именно к этой мысли мы приходим на основе жизненного опыта и чтения художественной литературы»).

Так вот. В ОГЭ-2024 требования к работе над изложением и сочинением НЕ поменялись. А вот в тестовой части «наворотили» немало.

Задания, о которых шла речь раньше, никуда не делись. Просто их поменяли местами, и многие из них теперь носят другие номера. Принципиально новых заданий появилось четыре штуки (всего их теперь 11), а именно:

  • задание №2 — на определение грамматической основы;
  • задание №4 — на знание пунктуационных правил;
  • задание №7 — на расстановку в тексте пропущенных букв;
  • задание №8 — на изменение формы слова.

Процитируем новые задания непосредственно с сайта ФИПИ:

Задание №2

  • Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста [имеется в виду всё тот же небольшой текст в начале тестовой части, к которому раньше относилось только одно задание — прим. О. Л.]. Запишите номера ответов.
  • 1) язык – зеркало (предложение 1)
  • 2) которые казались важными (предложение 2)
  • 3) существует множество названий снега (предложение 3)
  • 4) состояние, цвет важны (предложение 4)
  • 5) язык отражает (предложение 5)

Задание №4

  • Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  • А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  • Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  • В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • 1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём.
  • 2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
  • 3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега.
  • 4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны.
  • 5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Задание №7

  • Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
  • Веч..(1)реет. Когда на неб..(2) догора..(3)т последн..(4)й луч, из пр..(5)брежных заросл..(6)й раздаются таинств..(7)нные шорохи. Мы проб..(8)раемся к дальн..(9)му лесу.

Задание №8

  • Раскройте скобки и запишите слово «тренер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
  • Наши (тренер) – живые легенды российского фигурного катания.

Зачем всё это надо, спросите вы? Для того, чтобы более объективно оценить знания девятиклассника.

Задание, идентичное новому заданию №2, в ОГЭ когда-то было. Потом оно упорхнуло, но обещало вернуться.

Новые задания №4 и №8 — это «кальки» с заданий, которые на протяжении многих лет встречаются на ЕГЭ. А задание №7 — это то, с чем приходится иметь дело на вступительных экзаменах во многие колледжи и вузы. Так что всё логично.

Наконец, стали более строгими и критерии оценивания работы. Критерий ИК2 — «Сжатие исходного текста» — теперь принесёт школьнику, написавшему «идеальное» изложение, на один первичный балл меньше. А за сочинение теперь ставят не на один, а на целых три первичных балла меньше. Строже стали оценивать работу по таким критериям, как:

  • СК1 («Наличие обоснованного ответа»);
  • СК4 («Композиционная стройность работы»);
  • ФК1 («Фактическая точность письменной речи»).

Положа руку на сердце: при подготовке к ОГЭ на эти критерии никто не смотрит. Учителям и репетиторам важно научить подростка ориентироваться в теории русского языка, а не «слепить» работу, которая получит максимум по всем-всем пунктам. Тем более, что высший балл, что вполне логично, можно получить только одним способом: хорошенько овладеть теорией — и научиться применять её на практике.

Резюме: готовить (и готовиться) к ОГЭ стало сложнее, получить пятёрку — тоже. Но, в целом, все новые требования справедливы.

ЕГЭ-2024 по русскому языку

В 2022/23 году ЕГЭ по русскому языку состоял из двух частей: теста и сочинения. Тестовая часть включала 26 заданий. В сочинении нужно было:

  • выделить проблему;
  • дать развёрнутый комментарий к этой проблеме с двумя примерами-иллюстрациями из текста;
  • установить взаимосвязь между выбранными примерами-иллюстрациями;
  • сформулировать позицию автора;
  • сформулировать собственную позицию;
  • обосновать своё мнение.

Так вот, структура ЕГЭ-2024 осталась совершенно такой же. Изменения можно пересчитать по пальцам, а именно:

  • в заданиях №13 и №14 теперь нужно выбрать не один, а несколько вариантов ответа;
  • в сочинении, обосновывая своё мнение, нужно обязательно привести пример из жизненного или читательского опыта.

Задание №13 — это «Правописание НЕ и НИ». На протяжении долгих-долгих лет здесь приводилось пять предложений, и требовалось найти и выписать из этих предложений слово, которое пишется с частицей «не» или «ни» слитно. Например:

  • Я (не) могу успокоиться.
  • Я уже ни в чём (не) уверен.
  • ЕГЭ (не) внушает мне доверия.
  • Мы просто бедные школьники, (не) способные столько запомнить.
  • Учитель (не)годует, и я его понимаю.

В ответ шло слово «негодует», потому что оно хотя и является глаголом, но без «не» не употребляется.

Теперь в ответ нужно писать не слово, а номера двух (или более) выбранных ответов. Более того, задание №13 стало ещё и испытанием на внимательность. Учащихся могут попросить найти варианты, где искомое слово пишется СЛИТНО, а могут — где РАЗДЕЛЬНО. Так что не теряйте бдительности!

Задание №14 — это «Слитное, дефисное либо раздельное написание слов». Принцип тот же. Раньше давали пять предложений, и в каждом было по два «спорных» слова. Нужно было найти предложение, где оба слова пишутся слитно/раздельно/через дефис, и выписать эти слова без пробела, например: «сейчасвплотную». Но в 2024-м году нужно отыскать несколько «правильных» предложений — и перенести на бланк не слова, а цифры, например: «135».

Задание №13 в новом учебном году, конечно, стало труднее. Угадать (или выбрать методом исключения) только один вариант сложнее, чем два. Но что делать: не мы такие, жизнь такая. А вот задание №14 осталось, на наш профессиональный взгляд, на том же уровне сложности. Главное, опять же, быть о-о-очень внимательным.

Наконец, в сочинении раньше можно было просто порассуждать о том о сём, написать что-нибудь «из воздуха» — и всё, обоснование собственного мнения готово. В 2024-м такой номер не пройдёт. Нужно обязательно подобрать пример из литературы, истории — или хотя бы из жизненного опыта.

Требование прописали чёрным по белому, но по факту ничего не изменилось. Те ребята, которые претендуют на высокие баллы, и в прошлом году приводили аргументы из художественной либо научной литературы. Это, в общем-то, намного проще, чем изобретать велосипед и придумывать абстрактные умозаключения, тем более что штудировать классику 11-классникам всё равно приходится — как минимум при подготовке к итоговому сочинению.

А с этого года тем, кто не уверен в себе как в знатоке литературы, официально дозволяется вспомнить — или, будем честны, просто выдумать — трогательную (или не очень) историю про себя любимого, папу, брата или соседа. И подкрепить этой историей своё мнение по поводу прочитанного текста. В общем-то, если сделать это с умом, почему бы и нет?

Нехорошо одно: в ЕГЭ-2024 сократили количество первичных баллов. Раньше их было 54, а стало 50. Но почему так произошло?

Во-первых, потому что «убрали» один балл за задание №8, внутри которого пряталось (и продолжает прятаться) ещё пять мини-заданий. Теперь за идеальное выполнение этого номера ставят только два первичных балла. Что ж.

Во-вторых, что касается сочинения, то по критерию К2 («Комментарий к проблеме исходного текста») можно получить максимум три балла, а не пять, как было раньше. И по критерию К6 («Богатство речи») теперь можно получить только один балл, а не два.

Почему сокращение количества первичных баллов — это нехорошо? Потому что увеличивается разрыв между первичными и итоговыми баллами. Так, в 2023-м идеальную работу оценивали на 100 баллов, а работу, в которой ученик допустил только одну ошибку (и, соответственно, потерял лишь один первичный балл) — на 97. В 2024-м учебном году поставят 96 баллов, а может, и того меньше.

Впрочем, повторимся: изменения в ЕГЭ по русскому не такие уж страшные. И, по-хорошему, обновлённые задания №13 и №14 действительно помогают более объективно оценить уровень знаний выпускников.