САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Изменения в ЕГЭ-2024 по литературе: теперь без Пушкина, Лермонтова и Гоголя

Разбираем пока только проектную версию предстоящего экзамена

 katemangostar / ru.freepik.com
katemangostar / ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

У многих преподавателей и репетиторов по русскому языку и литературе почти случился инфаркт-миокарда-от-такой-рубец после того, как они увидели новые проекты ЕГЭ-2024 (да и ОГЭ тоже). И у меня в том числе. Изменений много, и не все они на первый взгляд очевидные, поэтому давайте разбираться.

Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе:

Изменение количества заданий

Теперь заданий 11 (вместо 12): 6 "тестовых" и 5 сочинений. Убрали 1 "тестовое" задание в самой первой части, а это значит, что теперь легких баллов стало на 1 меньше.

Изменение критериев оценивания

1. Теперь первичных баллов не 53, как в прошлом году, а 48:

  • 4 балла за задание 4 на анализ фрагмента (раньше это было задание 5) – теперь оценивание этого задания происходит по двум критериям, а не по трем, как это было раньше;
  • 8 баллов за задание 5 на сопоставление (раньше это было задание 6);
  • 4 балла за задание 9 на анализ лирики (раньше это было задание 10) – тоже оценивание теперь по двум критериям вместо трех;
  • 8 баллов за задание 10 на сопоставление (раньше это было задание 11);
  • 18 баллов за задание 11 (раньше это было задание 12).

2. Следовательно, теперь перевод из первичных баллов во вторичные, т.е. в 100-балльную систему, будет еще жестче. Он и так в литературе был одним из самых строгих.

3. Во все задания с развернутым ответом в последний критерий добавился пункт с грамматикой. Т.е. теперь в каждом сочинении будут оцениваться грамматические ошибки: если будет хотя бы по одной ошибке трех видов (логическая, речевая, грамматическая), это приведет к потере балла. В большом сочинении (теперь это 11 задание) теперь можно допустить максимум по одной ошибке каждого вида (речевая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая), а не по две, как было раньше.

Изменение в формулировке темы 11.4:

Теперь вместо формулировки, дающей экзаменуемому возможность привлекать любые произведения для раскрытия темы, в формулировку включены имена трех писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного. Пример: "Страницы истории в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)".

Изменения в кодификаторе

Теперь кодификатор насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, т.е. для заданий 1–5:

  1. А.Н. Островский. Драма «Гроза»
  2. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  3. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  4. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  5. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  6. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  7. А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
  8. М. Горький. Пьеса «На дне»
  9. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  10. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  11. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
  12. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Самих авторов, естественно, больше (Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература), но все они теперь могут попасться только во 2-й части, т.е. в большом сочинении (задание 11), или во втором блоке (9 задание по лирике). А вот Фонвизин, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Гоголь, как видите, делись: их теперь в кодификаторе ЕГЭ по литературе нет.

Куда они делись, спросите вы? Как можно изучать русскую литературу без солнца русской поэзии Пушкина и главного пессимиста русской литературы Лермонтова? Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе.

Пояснения и логика

Теперь ЕГЭ "подогнали" под ФОП (федеральную образовательную программу) по литературе 10-11 классов.

Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться".

Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое (2, Карл!) сдавали ОГЭ по литературе, причем один из них – мой же ученик прошлого года. Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр – ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах.

При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания "золотого" века будет не так просто. Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: "Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлен образ купца. В чём схожи (или чем различаются) персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой?"

И первым же на ум приходит купец Калашников из поэмы... Лермонтова. Можно, конечно, вспомнить Лопахина из "Вишнёвого сада" и, например, купца Феропонтова из "Войны и мира", но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение "Войны и мира" и "Тихого Дона" становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась.

То же самое видно в задании 10 на сопоставление лирики. Формулировка следующая: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение Н.А. Заболоцкого".

Т.е. обращение к Жуковскому, Пушкину или Лермонтову здесь обязательно. По всей видимости, подобным образом обращение к первой половине XIX века будет постоянно педалироваться: образ маленького и лишнего человека, проблема отцов и детей, историчность и т.д.

Отсюда возникает вопрос: а почему, собственно, в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т.д., хотя тоже нет указания на конкретные произведения, а писателей первой половины XIX в. нет, хотя сами формулировки явно указывают на то, что сдающий явно должен быть с ними знаком? Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа.

Останутся ли вообще такие ограничения в утвержденном проекте, пока непонятно, но если останутся, то хоть как-то тогда можно будет оправдать все изменения, потому что сейчас цензурных слов для объяснения своей позиции по поводу этого всего, поверьте, ни у одного преподавателя и репетитора, готовящих к ЕГЭ, нет.

В спецификациях тоже не все гладко

На самой последней странице в сноске мелким шрифтом написано следующее: "В формулировки тем сочинения 11.4 включены имена трёх писателей, из которых требуется выбрать одного. В их число могут быть включены следующие писатели, творчество которых было изучено по программе основного общего образования: Д.И. Фонвизин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь". Приписывать это мелким шрифтом в сноске – это же так... логично (нет)!

При этом, сказано, что во втором блоке первой части, т.е. в заданиях по лирике, могут быть представлены лирические произведения, баллады, поэмы и... басни. Все, конечно, помнят, что помимо Крылова басни еще писали, например, Лев Толстой и Сергей Михалков, но их басни написаны прозой, а значит во второй блок не годятся. Басни есть еще у Маяковского, но насколько велика вероятность их использования с призывом подписываться "на «Крокодила» / и на «Рабочую газету»"? Понятное дело, что басни попадались в КИМах о-о-очень редко и сейчас их просто оттуда уберут. Но такая неупорядоченность подчеркивает несоответствие документов друг другу, что указывает либо на излишнюю поспешность в их подготовке, либо на растерянность составителей.

Еще важный момент

Стоит добавить еще кое-что: многие ведущие вузы страны (МГУ, ВШЭ и проч.) проводят свои внутренние вступительные экзамены (ДВИ), которые включают в том числе написание сочинений и эссе. И там, как правило, список обязательных авторов и произведений совпадал с довольно обширным кодификатором по литературе. Вряд ли вузы сейчас в срочном порядке побегут исправлять свои списки, а значит для тех ребят, которые хотят попробовать свои силы в поступлении в лучшие вузы страны, с одной стороны, путь упростился: те, кто станет ориентироваться только на этот узкий кодификатор, будут явно проигрывать более начитанным абитуриентам. Например, моя очень хорошо подготовленная ученица и читала много помимо кодификатора, и участвовала в олимпиадах, поэтому смогла поступить на бюджет в МГУ.

С другой же стороны, список обязательной литературы сужается, но при этом требования становятся жестче, а значит, сложность экзамена не сильно упростилась.

Но не забываем, что это только проектная модель. Конечно, скорее всего, большая часть изменений вступит в силу, но уже окончательный вариант мы получим чуть позже.