08.11.2023
Публикации

Были и небыли Горчева в «Гогене»

7 ноября в московском кафе «Гоген» прошел творческий вечер, посвященный 60-летию писателя и художника Дмитрия Горчева – до которого сам юбиляр не дожил 13 лет

Одна из последних фотографий Дм. Горчева  / dimkin.livejournal.com
Одна из последних фотографий Дм. Горчева / dimkin.livejournal.com

Текст и фото: Владимир Гуга

По неумышленному совпадению у французского живописца, в честь которого кафе получило свое название, и у Дмитрия Горчева, помимо общего первого слога в имени, имеются общие мотивы судеб. Они оба при жизни не получили заслуженной оценки своего творчества, и оба в расцвете сил сбежали от благ цивилизации в затвор – Гоген на экзотический остров в Полинезии, а Горчев в деревню в Псковской области. Правда, после своего ухода из жизни в возрасте 54 лет Гоген все-таки обрел всемирную славу, а творчество Дмитрия Горчева, чья жизнь оборвалась на 47-м году, пока еще известно в относительно узком кругу. Хотя нельзя сказать, что голос Горчева не прозвучал. Все-таки в его библиографии – более десяти книг, опубликованных известными российскими издательствами.

У каждой из этих книг свой особый колорит, своя концепция. Есть среди них и полудокументальные созерцательные жизнеописания-рассуждения («Жизнь без Карло»), есть и сборники трагикомичных историй и абсурдистских, черно-юмористических очерков («Сволочи», «Осенняя жаба» и проч.). Все они прозвучали в «Гогене». Каждый из выступающих выбрал для чтения тот текст, который наиболее соответствует его темпераменту, мировоззрению и художественным вкусам. Примечательно, что среди читавших произведения Горчева были в основном московские поэты – Александр Курбатов, Евгений Лесин, Елена Семенова, Николай Архангельский, Екатерина Богданова, Данил Файзов, Мария Мельникова. А лично с отсутствующим героем вечера из присутствующих были знакомы лишь сами организаторы – Данил Файзов и Юрий Цветков (проект «Культурная инициатива»).

«Я общался с ним не очень много, – поделился своими воспоминаниями Данил Файзов, – На мой взгляд, Дмитрий был очень закрытым и ранимым человеком. Учитывая то, что он писал, Горчев мог бы стать настоящей эстрадной звездой. Но его задачей было не продвинуть себя, а сказать то, что он думает. Он был писателем, а не шоуменом. Это – не хорошо, и не плохо, это – просто факт. Когда много лет назад мы организовывали его творческий вечер в одном московском литературном клубе, я немного удивился, увидев, как он пассивно выступает. Казалось, что ему совершенно не важна дальнейшая судьба его текстов. Он их писал, а потом с легким сердцем выпускал этих «зверушек», все эти буковки и слова на волю. В этом смысле он поступал, как настоящий поэт».

Вечер памяти Дмитрия Горчева, состоявшийся в рамках цикла встреч «Незабываемые имена», прошел в ностальгической атмосфере. Все присутствующие отметили нехватку в наши дни его пусть и саркастичной, но очень меткой оценки окружающей жизни.

Дмитрий Горчев сформировался как писатель на просторах некогда очень популярной блог-платформы «Живой Журнал» (LiveJournal), став одним из первых «тысячников» в этом сообществе. То есть у него в какой-то момент оказалось более тысячи постоянных читателей. По тем временам этот показатель считался признаком очевидного успеха. С годами число интернет-читателей и почитателей Горчева значительно увеличилось. В отличие от аудиторий социальных сетей, созданных позже, литературоцентричные обитатели Живого Журнала действительно читали и обсуждали прочитанное, порой втягиваясь в серьезные и продолжительные дискуссии. Кстати, одна из последних книг Дмитрия, увидевшая свет уже после смерти автора, так и называется «Я не люблю Пушкина: (из Живого Журнала)». И почти все выступившие на вечере седьмого ноября авторы некоторое время назад также активно вели популярные ЖЖ-блоги. Этот факт стал некой стариной скрепой, объединившей участников вечера с героем воспоминаний.

Сегодня очень редко можно увидеть писателей, читающих на публике чужие тексты. («На мои бы кто-нибудь внимание обратил!») Седьмого ноября это случилось. Каждый текст был прочитан с особой авторской интонацией. Произведения – небылицы и были, сказочные миниатюры и гротескные размышления, касались совершенно разных тем нашего быта и бытия: от сравнительного описания творческо-житейских мировоззрений «Два писателя» (прочитано Евгением Лесиным) и сельских зарисовок (прочитано Александром Курбатовым) до поисков любви в холодном бесчувственном мире одинокой женщиной «Б**дь» (прочитано Еленой Семеновой) и иронической фантасмагории «Гриб» (прочитано Марией Мельниковой). Вообще, все прозвучавшие тексты буквально просятся на сцену. Но смогли бы актеры прочитать их с тем пониманием темы, с каким их прочитали коллеги автора? Вопрос непростой и открытый.