14.12.2023
Интервью

Марина Танцырева: «Интернет – наш главный конкурент»

Интервью с главным редактором детских литературных журналов «Чердобряк» и «Агентство Филчер» (Пенза)

Фото с сайта cherdobryak.ru и из аккаунта 'ВКонтакте' Марины Танцыревой
Фото с сайта cherdobryak.ru и из аккаунта 'ВКонтакте' Марины Танцыревой

Интервью: Михаил Визель

На недавно прошедшем в Центральном доме литераторов «Творческом совете» АСПИР детская писательница Елена Усачева попеняла собравшимся солидным литераторам, что они так пекутся о судьбе толстых литературных журналов, но совершенно забывают о том, что в России около 200 (!) детских литературных журналов, и до их судьбы никому на федеральном уровне нет дела.

Пензенский журнал "Чердобряк", называющий себя "Умный и озорной журнал для детей и их родителей" — из их числа. Он существует десятый (!!!) год. И мало того: в позапрошлом году, когда все только приходили в себя после карантина, породил приложение — "детский детективный вестник" под названием «Агентство Филчер». О том, как он появился и как живет, нам рассказала на non/fictio№ его создательница Марина Тàнцырева.

Как появился «Чердобряк»?

Марина Танцырева: Журнал выходит с 2014 года, в городе Пензе, но выписать его можно в любой город нашей страны через онлайн-каталог Почты России. Есть редакторская подписка через наш сайт, а также здесь возможна покупка отдельных номеров. А почему появился? Потому что 10 лет назад я не смогла найти для своего ребенка хорошего, качественного детского журнала. Именно литературного. Был «Мурзилка» неплохой, но хотелось чего-то нового и свежего. Хотя «Мурзилка», еще раз подчеркну, очень неплохой журнал.

Уже сто лет неплохой журнал!

Марина Танцырева: Просто хотелось какой-то новый журнал, в дополнение. Такого журнала на прилавках я не нашла. А не можешь найти — сделай сам. Проблема была одна — я никогда не работала в издательском бизнесе и не представляла, как он устроен.

В таком случае, из какой сферы вы пришли?

Марина Танцырева: В то время я работала финансовым аналитиком в бизнес-трэвеле в Москве, но была в декрете. И вот когда дочери было три года, я начала задумываться о выпуске собственного журнала. Дальше стала думать, откуда брать деньги. Вариантов было немного. Продала квартиру в Пензе, половину вложили в ипотеку, а половину пустили на журнал. Спасибо семье, что поддержали и разрешили половину квартиры потратить на журнал. Начать выпуск издания было очень сложно. Сложно до сих пор. Было сложно даже то, что я не знала авторов, не знала художников, находила всех буквально по знакомым, каким-то упоминаниям в интернете. Это сейчас уже хорошо развито сообщество авторов, то есть найти тех, кто напишет для журнала крутые тексты, не так сложно, потому что писатели и поэты объединились. И им хорошо, так как литературный журнал — это актуальная площадка для публикаций, и нам хорошо, так как мы можем выпускать журнал с качественным контентом.

В 2013-м, когда я его задумала, такие площадки были не развиты. А с художниками было еще сложнее. С ними и сейчас не очень просто, а тогда я буквально заходила на сайт нашего Пензенского художественного училища, смотрела фотографии работ студентов, и, даже если они окончили училище 20 лет назад, переходила к ним на странички «ВКонтакте» и спрашивала: «Интересно ли бы вам было поучаствовать в новом литературно-художественном проекте?» И, кстати, таким образом даже нашла одного нашего постоянного художника — Ольгу Потапову. Сейчас она живет в Питере, была одним из художников-аниматоров мультика «Иван Царевич и Серый Волк»-2.

Как провинциальный журнал существует? Сколько стоит подписка? Сколько людей подписано?

Марина Танцырева: Сейчас нет большой разницы, провинциальный или нет, потому что все делается через интернет. Художники и авторы у нас со всей страны. Даже из ближнего зарубежья. Вопрос места нахождения редакции не сильно важен. Тираж у нас — 3000. Подписка — ну, примерно 2200. Это подписка и почтовая, и наша редакционная. То есть когда читатель пишет напрямую в редакцию, мы оформляем подписку и уже сами рассылаем конвертами. Остальное продается. Но при этом продаем мы его практически по себестоимости.

Я как редактор на настоящий момент зарплату за девять лет не получала ни разу.

Но планирую в следующем году уже что-то с этим придумать. За следующий год ставим себе целью популяризировать оба издания. Но пока девять лет это было… ну, назовем это «моим хобби». Нет, «хобби» нельзя назвать, потому что для хобби мы делаем журнал слишком профессионально. Но желание делать крутой журнал было и остается моей основной целью. Теперь уже — не только моей, но и нашей целью. Дизайнер, художники, авторы — мы большая команда, и журнал — это наше общее детище.

А за сколько его можно купить в киоске?

Марина Танцырева: А в киосках он не продается, потому что в киоске своя интересная ценовая политика.

Ну хорошо, на Wildberries за сколько я его куплю?

Марина Танцырева: Примерно 400-450 рублей.

400-500 рублей за журнал на скрепке на 34 страницы? Вообще-то это много.

(В данный момент на Wildberries продается «Чердобряк» № 3 2023 за 356 руб.)

Марина Танцырева: Не будем забывать, что у Wildberries свои наценки. На нашем сайте журналы всегда можно заказать по минимальной стоимости. В наших журналах нет рекламы, в них собраны действительно качественные тексты и иллюстрации. Лучшие современные авторы, художники, создающие иллюстрации высокого книжного уровня. Сейчас невозможно найти хорошую книгу дешевле 800 рублей. Да и в этой книге количество иллюстраций будет равно количеству иллюстраций в «Чердобряке» или «Агентстве Филчер». И если за иллюстрирование книги платится единожды, после чего можно многократно переиздавать тираж, то журналы выходят единожды, без возможности «продать» те же картинки повторно.

Ребенок, когда смотрит наш журнал, может сам понять: вот эта картинка мне нравится, а эта — не очень. Вырабатывается вкус, вырабатывается понимание, что какие-то художники нравятся больше, какие-то меньше. И у нас замечательные авторы. Естественно, предусмотрены гонорары. К вопросу о том, из чего складывается цена. Лучшие книги всех наших авторов можно найти даже здесь, на выставке non/fictio№. Есть, конечно, начинающие, мы для них — стартовая площадка, первая публикация.

Можете назвать вилку гонораров для начинающего автора и для маститого?

Марина Танцырева: Нет.

У нас все авторы получают одинаково, потому что мы любим их всех одинаково,

и маститые авторы уже к нам немного по-отечески относятся, поэтому готовы к нашим обычным гонорарам. И мы хотим поддерживать начинающих авторов одинаково.

Кроме того, у нас очень качественная печать. Вот наш последний номер. Если мы возьмем стопку экземпляров, скрепочка будет к скрепочке. Все 10 лет! Наверное, ни один журнал таким похвастаться не может.

Это просто говорит о том, что все 10 лет журнал печатается на одной и той же машине.

Марина Танцырева: Другие типографии так не делают даже в рамках одного тиража. И качество печати на высоком уровне, и бумага мелованная, очень плотная, не порвется после многократного зачитывания. Можно читать журнал бесконечно. Хоть 10, хоть 20 раз, и еще оставить потомкам.

Потомкам – разумеется; но давайте о современниках. Меня, честно говоря, поразила озвученная Еленой Усачевой цифра – «порядка 200 детских журналов по всей России». Во-первых, согласны ли вы с такой оценкой? И если да, то почему их — вас — так много?

Марина Танцырева: Детских изданий, да, порядка 200, может быть, даже больше. А литературных журналов не так много.

А вы считаете свой журнал литературным?

Марина Танцырева: И «Агентство Филчер», и «Чердобряк» — это литературные журналы, в них публикуются стихи, рассказы и сказки современных детских авторов. Для нас пишут именно профессиональные детские писатели. И вот литературных журналов сейчас выходит, может быть, 20-30.

Но это все равно очень много.

Марина Танцырева: Ну, достаточно, да. Потому что на самом деле спрос есть. Но наш главный конкурент — это не другие детские журналы. Наш главный конкурент — это интернет.

Вы предвосхитили мой следующий вопрос.

Марина Танцырева: Да, интернет — это наш главный конкурент. А хорошие журналы, наоборот, своим существованием «рекламируют» другие журналы. То есть если выходит одно хорошее детское издание, родитель его где-то покупает, видит или выписывает, он говорит: «Вау, как классно, сейчас делаются крутые журналы, а куплю-ка я еще какой-то другой». И так как журналы выходят достаточно редко, то в месяц, в принципе, можно выписать 2-3 журнала, и бюджет ни у кого не пострадает. 300 рублей по редакторской или почтовой подписке. Сейчас чашка кофе стоит 250-300! Выпили и забыли, а журнал остался. Интернет — вот наш конкурент. Потому что информация яркая, новая, интересная, короткая, красивая. Сразу к книге после такого ребенку перейти достаточно сложно.

А журнал, именно литературный, дает такую площадку, где ребенка также увлекают небольшие, интересные и ярко оформленные тексты. При этом есть по-настоящему красивая и качественная картинка, тоже есть динамика. Оговорюсь, что это касается только качественно и профессионально сделанных изданий. И детям, которые привыкли к интернету, достаточно легко начать читать бумажные издания. И при этом они чувствуют, что бумага — это здорово, определенный кайф от этого получают. И уже им проще сделать шаг к чему-то более сложному. Сначала, может быть, это будет книжка с картинками потолще журнала, а потом, возможно, и какое-то крупное произведение.

Я не говорю, что литературные журналы — это для всех детей. Нет, конечно, все мы разные. Даже взрослые — кто-то любит читать, кто-то не любит. Но это отличная возможность показать, что интересно может быть не только в интернете. Что бумажное чтение тоже может быть динамическим. Это одна из наших задач. И если у нас получится хотя бы несколько детей вытащить из интернета в бумажную литературу, это будет нашим большим достижением.