18.12.2023
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение-2023. Направление «Язык и языковая личность»

Разбираем единственное принципиально новое направление нынешнего сезона — и составляем примерный список тем

Итоговое сочинение-2023. Направление «Язык и языковая личность». Пример / свободные источники
Итоговое сочинение-2023. Направление «Язык и языковая личность». Пример / свободные источники
  • Дополнительные даты для проведения итогового сочинения (оно прошло 6 декабря) — 7 февраля 2024 года и 10 апреля 2024 года.

Текст: Ольга Лапенкова

Уже девять лет одиннадцатиклассники со всей страны пишут декабрьское сочинение — небольшую работу, которая служит допуском к единому государственному экзамену. Требования, которые предъявляются к этой работе, вовсе не такие строгие, как требования к «ЕГЭшному» сочинению. Чтобы получить зачёт, достаточно заслужить три балла из пяти. В общем, всё как на обычных уроках. Вот только спрашивать будущего выпускника будут о вполне конкретных вещах. И вот три тематических блока, которые ждут ребят в 2023/24 учебном году:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • «Природа и культура в жизни человека».

Каждый из этих блоков состоит ещё из нескольких частей. Эти части называются направлениями. В новом учебном году направления остаются такими же, как и на итоговом сочинении-2022. И добавляется одно новое — как раз то, которому посвящена данная статья: «Язык и языковая личность».

Правила написания работы по этому направлению абсолютно такие же, как и во всех остальных случаях. И с предыдущего года они ни капельки не поменялись:

  • объём сочинения — 350–500 слов;
  • композиция — основная часть, введение и заключение (более подробный шаблон опубликован ниже);
  • аргументация — два примера из литературы или кино.

Но какими могут быть примерные темы, какие эпиграфы стоит выучить — и, наконец, как может выглядеть «идеальное» сочинение?

Возможные темы итогового сочинения

Список предполагаемых тем, которые подошли бы к направлению «Язык и языковая личность», не такой уж и большой. Это неудивительно, потому что данное направление — принципиально новое: похожих вопросов школьникам практически не задавали ни в предыдущем учебном году, ни на протяжении всех девяти лет. Но если «покопаться» в закрытом банке, который на поверку оказывается не таким уж и закрытым, можно обнаружить следующие задания. Они-то, скорее всего, и попадутся будущим выпускникам в начале декабря:

  • Какую книгу я считаю величайшим достижением русской культуры?
  • «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица).
  • Как вы понимаете слово «честь»?
  • Не случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова?
  • О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Лучшее украшение сочинения — эпиграф. То есть короткая фраза, которая надписана на листе с правой стороны, прямо под темой. Использовать эпиграф не обязательно: и без него ваше сочинение вполне может заслужить высший балл. Но если есть желание, почему бы не выучить пару-тройку красивых фраз?

  • «Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая — это родной язык». И. Н. Шевелев
  • «Когда народ полон сил и надежд, его речь расцветает, как весенний луг... Когда народ устаёт, изнашивается, язык сохнет и колется, как сорняк». Ю. В. Козлов
  • «Бессмертие народа — в его языке». Ч. Т. Айтматов

  • И, смутно слыша звук родимой речи,
  • Я оживал, и наступил тот миг,
  • Когда я понял, что меня излечит
  • Не врач, не знахарь, а родной язык…
  • Расул Гамзатов

Композиция итогового сочинения

А вот и обещанный шаблон работы, которая имеет все основания претендовать на пятёрку. Именно по этому лекалу педагоги рекомендуют ученикам оформлять их «декабрьские» размышления.

1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.

2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.

На практике работа о значимости родного языка и культуры своей страны может выглядеть так.

Пример итогового сочинения по направлению «Язык и языковая личность»

О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?

Существует множество толкований слова «народ». Чаще всего это понятие связывают с происхождением того или иного человека, или с традициями, или с мировоззрением. Но, во-первых, у большинства из нас есть предки, которые жили за тысячи километров от нас и чтили совершенно иные обычаи. Во-вторых, границы государств нередко меняются. В-третьих, на одной и той же территории могут мирно сосуществовать люди совершенно разных взглядов, в том числе политических и религиозных. Поэтому основное явление, которое «скрепляет» тот или иной народ, — это язык. Язык, на котором родители обращаются к новорождённому малышу; язык, на котором ребёнок произносит первые слова; язык, на котором он читает, думает, молится и признаётся в любви. Чтобы не исчезнуть, народ должен помнить свой язык, относиться к нему бережно и уважительно.

Одно из самых знаменитых стихотворений А. А. Ахматовой — «Мужество» — написано во время Великой Отечественной войны. В 1941 году над российским народом нависла страшная угроза: необходимо было любой ценой остановить силы фашистской Германии, не дать врагу захватить и стереть с лица земли свободолюбивый, мужественный, гордый народ. В это страшное время и были написаны строки:

  • Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
  • Не горько остаться без крова,
  • И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово.
  • Свободным и чистым тебя пронесём,
  • И внукам дадим, и от плена спасём
  • Навеки.

Лирическая героиня понимает, что без языка не станет и народа, и верит, что победа будет одержана.

Ещё один пример патриотического стихотворения, где речь идёт в том числе и о родном языке, — произведение А. Т. Твардовского «Баллада о товарище». Лирический герой помогает искалеченному другу добраться туда, где ему помогут. Путь оказывается долгим и трудным, он занимает много дней. Но лирический герой боится не только за здоровье товарища, но и за его моральное состояние:

  • Как трудно дух бойца беречь,
  • Чуть что скрываясь в тень.
  • Чужую, вражью слышать речь
  • Близ русских деревень…

Однако осознание того, что вокруг — родные места и люди, говорящие на том же языке, поддерживают раненого бойца. И больше всего его трогает забота незнакомой женщины, которая даже предлагает ему остаться навсегда. Но раненый не принимает этого предложения: ему нужно вылечиться и вернуться на фронт. И оба товарища снова вступают в строй и приближают день Победы — чтобы не дать врагу уничтожить их культуру, их язык, язык, без которого уже и не было бы русского народа.

Итак, именно родной язык определяет, к какому народу принадлежит человек. Можно выучить ещё множество наречий или даже переехать в другую страну, но забыть культуру своей страны невозможно. Пока жив язык народа, жив и сам народ, поэтому важно относиться к родному языку ответственно и почтительно.