25.03.2024
Интервью

Олег Новиков: «Книга должна сохранить свой статус, от этого зависит уровень культуры, образования»

Как вернуть России звание самой читающей страны? — отвечает вице-президент Российского книжного союза

Олег Новиков: 'Интерес ребенка к чтению напрямую влияет на качество его жизни в дальнейшем' / Предоставлено РКС
Олег Новиков: 'Интерес ребенка к чтению напрямую влияет на качество его жизни в дальнейшем' / Предоставлено РКС

Текст: Юлия Артемова/РГ

Как вернуть России звание самой читающей страны? Действительно ли книги не выдерживают конкуренции с гаджетами у подростков? И почему в школьных библиотеках нет современной литературы? Об этом наш разговор с Олегом Новиковым, президентом издательской группы "Эксмо-АСТ", вице-президентом Российского книжного союза (РКС).

Не так давно в Совете Федерации прошла выставка "Мы - за читающую Россию!", посвященная популяризации детского чтения. Одним из ее организаторов выступил РКС. Почему важно было провести выставку именно в Совете Федерации?

Олег Новиков: Предпосылки для такой экспозиции, которая дала начало большому диалогу представителей профессионального книжного сообщества и сенаторов, назрели давно. Российский книжный союз занимается активной популяризацией чтения. Мы объединяем более 1500 ведущих участников отрасли. И хорошо знаем все проблемы и вызовы, которые стоят сегодня перед участниками книжного рынка. Самый важный вопрос связан с падением интереса к чтению у детей. РКС при поддержке ведущих издательств и книготорговой розницы регулярно инициирует проекты по популяризации чтения, но для того чтобы их масштабировать, нужна государственная поддержка. На выставке "Мы - за читающую Россию!" и в рамках круглого стола в Совете Федерации нам удалось привлечь внимание к реальной ситуации с семейным и детским чтением. Мы представили проекты, которые были успешно реализованы. Кроме того, показали новые книжные серии для детей, например, "Великие люди великой страны". У книжного сообщества есть опыт, возможности разработать социально значимые проекты, но реализовать их можно только при поддержке государства.

Сегодня можно услышать противоречивые мнения по поводу того, читают современные дети или нет. Эксперты говорят, что книги не выдерживают конкуренции с гаджетами, а по данным ВЦИОМ, россияне стали читать больше. Где истина?

Олег Новиков: Согласно исследованию РосИндекса, в 2023 году интерес к чтению практически во всех возрастных группах снизился на 1%. Но на фоне общего снижения молодые люди в возрасте 16-19 лет и 20-24 лет активно читают и покупают книги. Интерес к чтению демонстрируют люди, которые активно учатся, получают образование. Классика в новом исполнении и "упаковке" пользуется огромным спросом у молодежи, это доказывают продажи серий классических произведений. Сегодня школьники, как показывают опросы Русской школьной библиотечной ассоциации, не имеют доступа к современным книгам. Как следствие - результаты таких исследований, как общероссийская оценка по модели PISA, согласно которой доля обучающихся, достигших высоких результатов по читательской грамотности (5 и 6 уровни), составила 7%, по математической - 11%, 14% школьников при этом вовсе не достигли порогового уровня по читательской грамотности. В итоге российские школьники заняли 16-е место. Учитывая, что мы стремимся не просто войти в десятку лидеров, а занять лидирующие позиции, необходимо предпринимать активные усилия по популяризации чтения, ведь читательская грамотность лежит в основе всего процесса обучения.

Зачем детям читать книги? Обучающий ролик может быть эффективнее...

Олег Новиков: В цифровую эпоху книга должна сохранить свой статус, от этого во многом зависит уровень культуры, образования, благосостояния всего населения нашей страны.

Интерес ребенка к чтению книг - особенно в раннем детстве и в подростковом возрасте - напрямую влияет на качество его жизни в дальнейшем. Именно благодаря книге сохраняются и передаются от поколения к поколению духовные ценности нации, ее ключевые объединяющие традиции. Кроме того, чтение учит самостоятельно мыслить. Поэтому навыки чтения играют ключевую роль в формировании гражданской позиции, понимания национальной идентичности и чувства патриотизма подрастающего поколения. По силе воздействия на интеллектуальные способности у книги нет конкурентов.

Каковы эффективные методики популяризации книг среди детей? Какую роль играют семья, учителя, библиотеки?

Олег Новиков: Семья и школа играют ключевую роль в том, будет читать ребенок или нет. Именно пример читающих родителей, чтение детям прививает любовь к книгам. Между тем исследование аналитического центра НАФИ показало, что 34% родителей читают книги детям редко, а 5% не делают этого совсем. В школе мы также видим проблемы. Фонды школьных библиотек формируются только учебниками, а художественная литература представлена нередко изданиями прошлого века.

Какая ситуация сейчас с библиотечными фондами?

Олег Новиков: Согласно информации, полученной от профессионального сообщества, примерно 80% документов из основного фонда находятся в состоянии износа, так как были получены библиотеками в период с 1960 по 1980 год. Текущий объем субвенций на образовательные расходы, в среднем составляющий две тысячи рублей на одного ученика, не способен покрыть расходы для пополнения основного фонда.

За последние 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник. Но нужен комплексный подход, программа, которая охватит все регионы страны.

Издатели готовы выпустить дополнительные тиражи детских серий, в которые войдут классика литературы, современные патриотические произведения, новинки прикладного и научно-популярного жанров. Но мостом между издательствами и библиотеками должно выступить государство.

Существует ли проблема с сотрудниками библиотек, насколько хорошо они сами знакомы с современными книгами?

Олег Новиков: После ветхого состояния фондов кадровый дефицит - вторая важная проблема библиотек. Еще в 2011 году президент РФ Владимир Путин объявил о том, что в школах должны быть введены должности педагогов-библиотекарей. Но до сих пор этот вопрос не решен. Например, в Санкт-Петербурге на 1000 школ только 40 педагогов-библиотекарей. В контексте стратегии развития библиотечного дела, утвержденной до 2030 года, важно реализовать данную важную инициативу и придать сотрудникам школьных библиотек статус педагогов. Именно библиотекарь направляет интересы ребенка, консультирует, берет на себя коммуникацию со школьниками, открывает книжный мир.

Какие проекты РКС в области популяризации детского чтения были реализованы?

Олег Новиков: Одним из значимых масштабных проектов в популяризации чтения в конце 2023 года стало обновление фондов школьных и публичных библиотек на новых территориях по инициативе президента Российской Федерации. Около 3 миллионов книг на русском языке было доставлено в библиотеки Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Также удалось обеспечить доступ юных жителей новых регионов России к интернет-ресурсам с электронными и аудиокнигами, все библиотеки подключены к системе "ЛитРес: Школа". Проект реализован, чтобы, как и поставил задачу президент, "каждый желающий мог познакомиться с книжными новинками или вновь перечитать классику на русском языке".

Уверен, подобные инициативы могут стать основой для масштабирования, комплексных программ модернизации библиотек, популяризации детского чтения. При этом в основу такой программы важно включить и опыт дружественных стран. Например, проект "Читающая мама", реализованный в Шанхае, показал на редкость эффективные результаты. В школах города были созданы читательские клубы, в которых работали мамы школьников, они читали детям книги, помогали их выбрать. В итоге шанхайские школьники заняли первое место по системе оценки PISA.

Какие книги сегодня востребованы юной аудиторией? И как донести информацию о них как можно большему количеству читателей?

Олег Новиков: Важно, что в сегменте детской литературы растет интерес к произведениям российских авторов. Доля национальной литературы уже превысила зарубежную и составила порядка 60%.

Ежегодно в России издается более 13 000 наименований детских книг. Сориентироваться в таком количестве достаточно непросто даже профессионалу, скажем, библиотекарю или представителю розницы. Именно поэтому сегодня так важны консолидированные ресурсы, на которых будет представлена систематизированная информация о книгах для детей разного возраста. О книгах и талантливых авторах жители регионов узнают и благодаря книжным фестивалям и ярмаркам, и сегодня книжное сообщество активно работает над созданием региональных книжных событий. Важно, чтобы авторы встречались с читателями в книжных магазинах, библиотеках во всех регионах страны, а не только в Москве и Санкт-Петербурге.

В России уже несколько лет отмечается Международный день книгодарения. Вам наверняка в детстве дарили книги, какие запомнились?

Олег Новиков: Книги всегда занимали значимое место в моей жизни. Когда я был ребенком, читать было модно, все обсуждали прочитанное, одалживали друг другу новинки. Среди любимых книг были "Финансист" Драйзера, теперь я вижу, откуда у меня зародился интерес к бизнесу, а также произведения Толстого, Бунина, Стендаля, Золя, Ремарка. Когда появились книги Толкина, я, как и многие ровесники, с головой погрузился в фэнтези. Также большое впечатление произвели книги Станислава Лема, братьев Стругацких, Жюля Верна.

А вы дарите книги?

Олег Новиков: Книжный подарок требует индивидуального подхода и выбирается, конечно, на основе личных предпочтений человека. Тому, кого волнуют ключевые вопросы современности, рекомендую детектив Максима Замшева "Вольнодумцы". Поклонникам классики обязательна к прочтению новая книга Павла Басинского "Подлинная история Константина Левина". А прекрасным читательницам могу посоветовать романы Анны Джейн, которая в в прошлом году возглавила рейтинг самых популярных российских авторов.