Текст: Елена Нещерет
Вечер 3 апреля. В Гостином Дворе на Ильинке народ застраивает стенды к non/fictio№. У издательства «Кислород» сбоку от подсвеченного кислотно-зелёным стенда – гигантская зеркальная О2. У нормального человека при взгляде на неё кружится голова от искажённых отражений, а у книготорговца – от осознания, сколько, при нынешних ценах за место, на эту конструкцию денег пошло. Но главное веселье сегодня в высотке ВК у станции метро «Аэропорт». Там, в футуристичном зале с неоновой подсветкой, собрались книжные блогеры и ведущие подкастов, чтобы послушать новости (и поесть, конечно же).
Новости такие: книга Ангелины и Вероники Шэн, «Канашибари», вышедшая гигантским стартовым тиражом 30 000 экземпляров (писательницам по двадцать два года, это их первый роман!), стала аудиосериалом на ВК-Музыке.
«Кислород» – импринт издательства «Росмэн». На старте команда заявляла, что займётся продвижением российских авторов, текстам которых тесно в рамках премии «Новая детская книга», которую «Росмэн» проводит многие годы. Действительно, на старте у издательства в портфеле было немало финалистов НДК (Рыльские, Сова, Ободников и другие), но они и их книги очень быстро ушли в тень «Четвёртого крыла» Ребекки Яррос – которое «Кислород» продвигал со всей мощью «Росмэна», привычного к проектам уровня «Гарри Поттера». Кстати, сёстры Шэн – не из победителей НДК. Они пришли в «Кислород» на конкурс рукописей, который свежеоткрытое издательство объявило почти сразу после запуска. «Канашибари» выиграл примерно у тысячи работ. Такие вот качели: будем продвигать молодых российских авторов – нет, мы нашли зарубежный супербестселлер – нет, а давайте снова российских авторов, но уже других. И это, как ни странно, хорошо: получается, у команды есть силы и ресурсы балансировать, переключаться и так далее.
Вёл вечер актёр дубляжа Ислам Ганджаев, на счету которого примерно полторы сотни ролей озвучки в самых разных фильмах и сериалах, а главное – он озвучивает в аудиоверсии «Канашибари» сразу несколько персонажей. Проблема не в малобюджетности, а в том, что у героев этой книги есть дурная привычка – быстро умирают. Ганджаев сразу признался, что не помнит, как зовут тех, кому он подарил свой голос. А затем продолжил ходить по краю, спросив у писательниц, анимешницы ли они. И получил мгновенное «нет»: не каждый, кто знаком с японской культурой, оказывается поклонником аниме. Вероника учит японский в университете, и её интересы – старая японская (не без примеси классической китайской) литература и культура. К слову, сама книга построена как серия кайданов – традиционных жутких рассказов.
Ганджаев очень честно старался не упоминать всуе слово «вдохновение», но у него комично не получалось. К счастью, сёстры Шэн ещё не освоились с новым статусом, и вопросы о вдохновении не успели им надоесть. Писательницы признались, что продумывают вместе абсолютно всё, от персонажей до сюжетных особенностей; пишут регулярно, даже когда болеют, и за время работы над романом получили массу удовольствия даже просто от общения, потому что очень близки и как сёстры, и как подруги.
Приглашённая на сцену вслед за ними Полина Властовская, директор по проектам в «Кислороде», не удержалась-таки от упоминания «Четвёртого крыла» и призналась, что с русскими авторами намного сложнее, хотя такие масштабы продвижения, какие даёт «Росмэн», вообще для русского рынка новинка и редкость.
Главная сложность при продвижении отечественных авторов, по словам Властовской, в том, что раз армии зарубежных фанатов нет, нужно тщательно выстраивать позиционирование книги, двигаться на ощупь, пытаясь угадать, на какую особенность текста сделать ставку и что «выстрелит». В случае с «Канашибари» ставка – на геймификацию, на эффект присутствия читателя в тексте. Читатель должен стать игроком наравне с героями. В команде долго спорили даже о жанровом позиционировании: хоррор это или всё-таки нет.
На встрече мнения по поводу текста также разделились, а вот об аудиосериале и Ганджаев, и очень «сделанный», просчитанный до последнего такта Голос рассказчика – актриса Ирина Чумантьева – утверждают, что точно хоррор, хоррорнее некуда. Взаимные шпильки, кстати, у Чумантьевой и Ганджаева вполне в духе «Канашибари». «Я объявляла твою смерть с большим удовольствием», – признаётся Голос и добавляет, что с огромной радостью поработала над «наконец-то нашим, родным проектом, с отечественными авторами».
Между тем, Чумантьева пришла не только с шутками, но и с подарком – тридцатисекундным эксклюзивом, по которому ясно, что к проекту присоединилась певица Мэйби Бэйби, выпустившая последний альбом эксклюзивно в ВК-Музыке. Получается, проделана большая работа, коллаборация у «Росмэна» и ВК действительно разносторонняя. На сцену также пригласили певицу Сюзанну, которая для выступления выбрала довольно брутальный образ, что-то вроде городского демона-Они.
К слову, авторы на встречу пришли в парных костюмах, явно вдохновлённых тренировочными кимоно. Вы знали, что на очень японском острове Хоккайдо растут берёзы и считаются местным символом, поэтической достопримечательностью вроде клёнов в окрестностях Киото?..
Пока гости доедали вкусности и разбирали эксклюзивный «набор выживальщика в мире Канашибари» (рюкзак, вода, печенька с предсказанием, открытка, книга, футболка, три месяца подписки на ВК-Музыку), мне удалось поймать Ангелину и Веронику Шэн лично и задать несколько вопросов.
– Пытались ли вы раньше публиковаться?
– Нет. Нам было очень важно издаться сразу в бумаге и сразу в большом издательстве, поэтому принципиально шли в «Росмэн», принципиально на конкурс «Кислорода».
– В «Росмэн» – потому что Гарри Поттер?
– Нет. Потому что Часодеи, Зерцалия и всё такое.
– И как ощущения, начинаете быть заметны широкой публике?
– Ещё когда мы попали в Короткий список, пошли положительные отзывы и классная обратная связь от читателей. Но продажи ещё в самом начале, посмотрим. И мы в самом начале пути.
Кстати, программа «Кислорода» на non/fictio№ тоже крутилась вокруг сестёр Шэн и «Канашибари»: паблик-ток о продвижении молодёжной литературы – с ними, встреча в громадном Амфитеатре со стендап-комиком Зоей Яровицыной – тоже в честь того, чтобы показать народу новых звёзд, пока Яровицына и Юлия BooksAroundMe обсуждают экосистему продвижения книги: аудио- и видеоконтент вокруг, книжные клубы и всё остальное.
Что ж, остаётся только пожелать, чтобы такая мощная поддержка молодых авторов принесла плоды.