04.06.2024
Рецензии на книги

Дяченко. Осколки бога

Вышла завершающая часть трилогии Марины и Сергея Дяченко «Vita Nostra»

Текст: Ирина Шлионская

Когда в далеком 2007 году в свет вышел роман Марины и Сергея Дяченко «Vita Nostra», вряд ли даже сами авторы рассчитывали на продолжение. Но оно понадобилось. Вторая часть, с подзаголовком «Работа над ошибками», была опубликована в 2021 году, а совсем недавно на книжных прилавках появилась завершающая часть трилогии – «Собирая осколки». И, пожалуй, эта книга в какой-то степени подводит черту под совместным творчеством пары, ведь Сергей Дяченко ушел из жизни два года назад, 5 мая 2022 года.

Честно говоря, были опасения, что вторая и третья часть окажутся лишь бледными копиями первой. Но нет – авторам удалось и сохранить «нервный накал», и придать действию динамики.

Все три части объединены главной героиней Александрой Самохиной. Девушка не по своей воле вынуждена пройти ряд испытаний и поступить в некий таинственный Институт Специальных Технологий в городе Торпа. Через какое-то время выясняется, что преподают там не люди, а «овеществленные функции», а из студентов готовят части Великой Речи – существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д., при помощи которых управляется мироздание.

Если студент не справляется с программой, его наказывают – например, делают так, что заболевает или даже умирает близкий человек. А если кто-то не сдаст переводной или выпускной экзамен, он просто перестает существовать. Жестко, но иначе кто добровольно согласится пройти сложнейший курс обучения и перестать быть человеком?

Саше, как и другим, вначале приходится несладко. Но потом она втягивается в учебу и становится лучшей студенткой на курсе. В конце первой части выясняется, что ее функция – пароль. Это ключевое слово, способное открывать новые реальности.

Первая книга заканчивается, казалось бы, хеппи-эндом. Александре удается «прозвучать», чего от нее и требовали экзаменаторы. Ее больной младший братишка (скорее всего, не просто так прихворнул!) поправляется.

Во второй части происходит что-то непонятное. Оказывается, Саша не сдала экзамен! И, несмотря на это, ее в виде исключения вернули в Институт – работать над ошибками. Эта «работа» заключается в том, чтобы выполнять задания по коррекции реальности. Выражать суть предмета через то, чем он не является. Одолевать чудовище из башни. Предотвращать падение глыбы льда на женщину с ребенком в коляске… И все это – на фоне отношений героини с друзьями, преподавателями, возлюбленным…

И вот – в третьей и последней части Александре уже за 30. И она теперь сама ректор Института специальных технологий! Читателю не совсем ясно, что происходило с героями за прошедшие годы, но и прояснять особого смысла нет – ведь время лишь условность. Как, впрочем, и вся окружающая нас реальность. Например, Самохина может сделать мир таким, чтобы самолеты в нем перестали разбиваться. Или чтобы лето мгновенно сменилось зимой. И даже твоих собственных близких в этом мире может просто не существовать.

Однако есть один нюанс: работая с реальностью, Александра постоянно создает новые информационные цепочки. Она может оставлять в других людях «осколки» себя. И это становится надеждой, так как Институт переживает кризис: «Речь вырождается, грамматическая структура беднеет». Только сильные студенты смогут со временем эффективно управлять Вселенной. Надо провести «грамматическую реформу»! Так в Институт попадают младший брат Саши по матери Валентин и сыновья ее бывшего возлюбленного Ярослава Григорьева – Павел и Артур.

Но испытания одинаковы для всех. И лишь единицы способны не нажать кнопку, которая убивает живого хомяка в клетке, потому что так велел преподаватель. А это очень важный тест, при помощи которого выявляется потенциал будущих «управленцев».

Как и другие произведения Дяченко, «Собирая осколки» — это качественная фантастика, которая не дает однозначных ответов на поставленные вопросы и заставляет задуматься о жизни на самом глубинном, философском уровне. Посмотреть на бытие под иным углом, чем мы привыкли. Сделать допущение: «А что, если…?»

А что, если некоторые женщины по природе своей являются ведьмами, и это несет опасность хаоса всему миру? («Ведьмин век»). А что, если по ночам все люди оказываются в Пещере в облике зверей, которые могут охотиться друг на друга? («Пещера»). А что, если каждые несколько лет в мире происходит Апокалипсис? («Армагед-дом»). А что, если ты обладаешь такой властью над людьми, что, пообщавшись с тобой, они уже не могут без тебя жить? («Долина совести»).

Но «Vita Nostra» — это, пожалуй, итог творчества супругов Дяченко во всех смыслах. А что, если обычный человек получит потенциал, который позволит ему управлять миром? В сущности, трилогия о том, как человек становится Богом, силой, приводящей мир к равновесию – через информационные структуры, через слово, которое, как известно, «было вначале». Через идеи свободы, любви или даже зла и страха.

Но главное – авторы постоянно ставят перед героями дилемму: быть Богом или остаться человеком? Можно ли существовать сразу в двух ипостасях? Или «овеществленная функция» уже никогда не сможет вернуться в «человеческое состояние»?

Александру Самохину называют «убийцей реальности». Но реальность можно не только «убивать», а еще и создавать. И всегда есть надежда на лучшее. На то, что ты сможешь выбрать верный вариант, в котором тебе будет комфортно жить. Да, мир не таков, каким его видит большинство людей, но в наших силах сделать его таким, как мы хотим.

Тандем Марины и Сергея Дяченко – некогда актрисы и психиатра – оказался удачным. И не только по-человечески (заметим, что у супругов была более чем двадцатилетняя разница в возрасте), но и в профессиональном плане: без такого бэкграунда и без такой «сцепки» мы не получили бы столько «вариантов реальности», которые при определенных обстоятельствах вполне могли бы существовать и развиваться по собственным законам.

Ждут ли нас новые произведения того же уровня, уже написанные рукой одной Марины? Третья часть «Vita Nostra», пожалуй, вышла не слабее предыдущих, написанных при жизни Сергея. Возможно, она станет прологом к новому этапу творчества писательницы – теперь уже самостоятельному.