18.07.2024
Рецензии на книги

Написать детектив, угодить в детектив

Два остросюжетных романа, главные герои которых – авторы детективов

Sidney Paget Original Sherlock Holmes Drawing / www.bestofsherlock.com
Sidney Paget Original Sherlock Holmes Drawing / www.bestofsherlock.com

Текст: Ирина Шлионская

Все писатели в той или иной степени пишут о себе. Детективщики по понятным причинам стараются дистанцироваться от своих произведений – но удается им это далеко не всегда. Так, во всяком случае, уверяют нас авторы этих умело закрученных и профессионально выработанных англоязычных сочинений.

Энтони Горовиц. «Совы охотятся ночью»

  • Пер. с англ. А. Яковлева.
  • М.: Азбука, 2023

Героиня этой книги Сьюзен Райленд, вышедшей из-под пера автора, к которому «Фонд наследия Конан Дойла» впервые лично обратился с предложением написать новый детектив о Шерлоке Холмсе – редактор в одном из лондонских издательств. Но после кончины «своего» ведущего автора Алана Конвея, детективы которого о частном сыщике Аттикусе Пюнде пользовались огромной популярностью, она вместе со своим женихом Андреасом переезжает на Крит, где становится управляющей отелем. Но их финансовые дела идут не слишком хорошо.

Однажды к Сьюзен обращаются супруги Лоуренс и Полин Трехерн, владеющие гостиницей в Суффолке. Дело в том, что восемь лет назад в их гостинице был убит человек по имени Фрэнк Пэррис, причем это случилось в день свадьбы их дочери Сесили. В убийстве обвинили разнорабочего, ранее судимого румынского иммигранта Штефана Кодреску. Через некоторое время после трагедии в отеле поселился Алан Конвей, который был прежде знаком с Пэррисом. Он пытался расследовать это дело самостоятельно и в итоге написал роман, героями которого стали все участники инцидента, включая семью Трехернов. Однако при этом умудрился, по мнению Трехернов, чудовищно исказить и факты, и личности персонажей – и лишь смерть Конвея заставила супругов-отельеров отказаться от судебного иска.

Через много лет Сесили Трехерн, никогда не верившая в виновность Кодреску, прочитала книгу и, по ее словам, обнаружила в ней что-то, проливающее свет на истинного виновника преступления. Сразу же после этого молодая женщина исчезла, оставив мужа и маленькую дочь. Ни у родных, ни у полиции нет никаких зацепок, и Трехернам приходит в голову попросить помощи у Сьюзен, ведь она хорошо знает творчество Конвея и, возможно, сумеет вычислить преступника и выяснить, что случилось с Сесили. А крупный гонорар, обещанный за столь необычную работу, делает их предложение неотклоняемым.

Поселившись в отеле, Сьюзен мужественно пытается преодолеть стену недомолвок и явного нежелания персонала – ставшего персонажами романа Конвея – прийти к ней на помощь. Но справиться с этой нетривиальной задачей ей помогает всего одна двусмысленная фраза из романа Конвея – и, разумеется, чутье настоящего редактора.

Джиллиан Кантор. «Украденный роман»

  • Пер. с англ. Ольги Чураковой
  • М.: АСТ, 2024

Писательница Оливия Фицджеральд переживает жизненный и творческий кризис. Она рассталась с бойфрендом, а ее последнюю рукопись отвергли все издательства. В отчаянии Оливия принимает предложение своего агента стать «литературным негром». Ей предстоит отправиться на Малибу, чтобы написать историю жизни бабушки миллионера Генри Эшервуда – Эмилии Эшервуд, погибшей в молодости во время пожара в поместье. Но главная пружина предполагаемого сочинения не в этом: по словам заказчика, именно у нее Дафна Дю Морье украла идею своего знаменитого романа «Ребекка»!

Сюжет этой культовой книги, впервые опубликованной в 1938 году и сразу экранизированной самим Хичкоком, состоит в том, что главная героиня выходит замуж за богатого и знатного Максима де Винтера и переезжает к нему в поместье Мандерли. Там, кажется, до сих пор бродит призрак первой супруги Максима – Ребекки. Впоследствии рассказчица узнает, что Максим убил Ребекку, причем она сама его на это и спровоцировала.

Между тем Оливия – автор романа «Бекки», в котором события излагаются с точки зрения Ребекки де Винтер. Так что обращение именно к Оливии не удивительно.

Мало того: прибыв на место, Оливия обнаруживает, что обстановка в доме Эшервуда странным образом напоминает «Ребекку». Недавно погибла в автоаварии жена хозяина Анджелика. А работодатель Оливии чуть ли не с первого дня знакомства начинает проявлять к молодой писательнице недвусмысленный интерес…

Чем больше времени проводит здесь Оливия, тем больше у нее возникает вопросов. Так, она находит в доме экземпляр своей собственной книги с надписью «Воровка». Некая женщина-режиссер похищает из местной библиотеки все архивные материалы, касающиеся Эмилии Эшервуд. Генри под разными предлогами не спешит передавать Оливии дневники бабушки, которые нужны ей для работы, им же самим заказанной. А еще – многие не верят в смерть Анджелики Эшервуд. Жизнь которой замужем за миллионером совсем не была беззаботной…

Да: речь идет о преступлении. Но кто именно убит? Разгадка – в дневниках Эмилии. Но ее ли рукой они написаны? Истину, как и положено в детективе, мы узнаем только в самом конце. Но счастливый конец неизбежен: темная история, в которую угодила героиня, даст новый импульс ее писательской карьере.