28.08.2024
РГАЛИ

РГАЛИ. К 125-летию со дня рождения Андрея Платоновича Платонова

Несмотря на трудную судьбу, и сам писатель, и его родные бережно хранили архив, который в 1951-м году был передан вдовой писателя на государственное хранение в ЦГАЛИ (РГАЛИ)

 Андрей Платонович Платонов, автор «Чевенгура», «Сокровенного человека», «Ювенильного моря», «Реки Потудань», «Котлована», родился  16/28 августа 1899 в Воронеже / РГАЛИ
Андрей Платонович Платонов, автор «Чевенгура», «Сокровенного человека», «Ювенильного моря», «Реки Потудань», «Котлована», родился 16/28 августа 1899 в Воронеже / РГАЛИ

Русский писатель, поэт, публицист, драматург, сценарист, журналист, военный корреспондент и инженер Андрей Платонович Платонов, автор «Чевенгура», «Сокровенного человека», «Ювенильного моря», «Реки Потудань», «Котлована» и множества повестей и рассказов, родился 16/28 августа 1899 в Воронеже.

  • Жизнь есть упускаемая и упущенная возможность.
  • А. Платонов

Текст: Галина Терехова, главный специалист РГАЛИ

«Платонов − писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основах человеческого бытия, писатель доброго, гуманного и одновременно саркастического склада, страстно пропагандировавший свое понимание труда, человеческого сострадания, свое особое, платоновское понимание жизни и смерти», − так писал о своем близком товарище писатель Василий Гроссман.

Вместе пройдя Великую Отечественную войну корреспондентами газеты «Красная звезда», они искренне и крепко дружили. Гроссман ценил ум, смекалку и талант Платонова, сожалел, что читатель мало знаком с его произведениями. Полагая, что «время − не враг истинным ценностям литературы, а разумный и добрый друг им, спокойный и верный их хранитель», Гроссман предсказал книгам Платонова «долгую, трудовую жизнь».

Андрей Платонович Климентов родился на одной из рабочих окраин Воронежа, в Ямской слободе. Он был старшим из одиннадцати детей в семье Платона Фирсовича Климентова (от имени отца впоследствии был образован псевдоним писателя), более полувека проработавшего машинистом паровоза и слесарем железнодорожных мастерских. Именно от отца передалась Андрею страстная любовь к технике, определившая в дальнейшем его интерес к точным наукам. Мать писателя, Мария Васильевна, была домохозяйкой, женщиной глубоко верующей, сумевшей передать сыну понимание души русского человека и христианское мировоззрение. Детские годы писателя проходили в патриархальной обстановке. Впечатлениями «малой родины» были «огороды», «лопуховые пустыри», музыка колокольного звона, «свирепые драки», устраиваемые в слободе по праздникам.

В неполные четырнадцать лет, после учёбы в церковно-приходской школе и в Воронежском городском училище, жизнь заставила Платонова «идти в люди», чтобы помогать кормить большую семью. Он работал рассыльным, подручным слесаря, помощником машиниста на паровозе, мастером по изготовлению мельничных жерновов, рабочим литейного цеха. Выбирать профессию, особенно в те годы, когда шла Первая мировая война, не приходилось, и будущий писатель работал в прямом смысле «за хлеб».

Эти «университеты» сформировали у Андрея Платонова буквально ненависть к страданиям и неравнодушие к человеческой нужде. Он собирался посвятить свою жизнь улучшению мира, «стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир».

Его юность пришлась на переломный момент в истории России. Октябрьскую революцию Платонов, как и многие на тот момент, принял с надеждой, поверив в её идеалы. В годы Гражданской войны вступил в ряды Красной армии, участвовал в боях с белогвардейцами.

В 1918 году, учась на электротехническом отделении Воронежского железнодорожного политехникума, юноша увлекся журналистикой. Свои первые стихотворения он принес в 1919 г. в газету «Воронежская коммуна». «Скромный молодой человек, очень бледный и чем-то в своем молодом облике напоминавший ... Достоевского», – вспоминал много лет спустя редактор Г.3. Литвин-Молотов. Платоновские стихи так поразили его, что он предложил поэту стать штатным сотрудником газеты. С этого момента публикации Платонова регулярно появлялись в воронежской печати.

Подходящее социальное происхождение и одобрение новых перемен в стране привели Андрея Платонова к решению вступить в ряды РКП(б). В 1920 году он стал кандидатом в члены партии и начал учебу в губернской советско-партийной школе. Однако через год в ходе обычных тогда «партийных чисток» его исключили отовсюду − как «шаткий и неустойчивый элемент».

Сильнейшая засуха 1921 года, ставшая причиной массового голода среди крестьян Поволжья и южных районов России, заставила молодого публициста на время оставить литературный труд и уехать в родную Воронежскую губернию, где он начал работать в Чрезвычайной комиссии по борьбе с голодом. В последующие пять лет, занимаясь основной профессией, трудился мелиоратором, участвовал в электрификации сельского хозяйства. Потомственный пролетарий, ставший инженером, Платонов в те годы был одним из авторитетных людей Воронежа.

В 1921 году вышла его первая книга – брошюра «Электрификация», годом позже был издан единственный сборник стихотворений «Голубая глубина», отмеченный положительным отзывом В.Я. Брюсова, в котором тот выразил надежду, что самобытный дар поэта принесет вскоре зрелые плоды.

В 1927 году Платонов переехал в Москву. В том же году увидела свет его повесть «Епифанские шлюзы», после чего одна за другой выходят еще три книги. Литература становится главной профессией Андрея Платонова. Он ищет своё место, пробуя перо в разных жанрах и темах. Найденные форма и стиль достаточно быстро принесли писателю успех и одобрение критики.

Однако удачный дебют не имел продолжения. В стране шел настоящий промышленный переворот, коллективизация на селе набирала темпы, и места острым темам, которые поднимал Платонов, − а что же происходит с «маленьким человеком» в этих жерновах индустриальных проектов? − оставалось все меньше.

Писатель, привыкнув доверять власти, вдруг с удивлением обнаружил, что идет отнюдь не в ногу с ней, а вразрез. После публикаций рассказов «Усомнившийся Макар» и «Бедняцкой хроники “Впрок”» ему так и не удалось выйти из разряда писателей-попутчиков, которые к тому же проповедовали безликий гуманизм. Критика в итоге посчитала произведения Андрея Платонова двусмысленными, мелкобуржуазными и вредными. Остался неизданным «Чевенгур» (1928), легли в стол «Котлован» (1931) и «Ювенильное море» (1934). Исключением стал вышедший в 1937 году сборник рассказов «Река Потудань», но и он был существенно покорежен цензурой. Однако полностью писателю путь в литературу не перекрывали, и ему изредка удавалось публиковать свои научно-критические работы.

Тяжелейшим испытанием для семьи писателя стал арест по ложному наговору в мае 1938 года единственного сына, Платона. Отцу понадобился год, чтобы освободить его. Он обращался ко всем, кого знал, и кто мог помочь. Любимый Тоша, который был для Платонова смыслом жизни, вернулся осенью 1940 года благодаря хлопотам М.А. Шолохова, но был уже неизлечимо болен туберкулезом, от которого вскоре погиб.

В 1942 году Андрей Платонов добровольцем ушел на фронт, где стал фронтовым корреспондентом «Красной звезды». Главный редактор газеты Д.И. Ортенберг вспоминал: «В моей памяти он остался большим человеком. Мы очень дорожили им, любили его. Стоило прочитать его первый очерк “Броня”, чтобы сразу влюбиться в этого писателя и понять, что это человек большого ума, сильной души и неизбывного таланта». Внешне неприметливый и скромный, Платонов пользовался особым доверием солдат, которые, по словам журналиста, при нем «не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы» Его очерки и рассказы с неизменной подписью «Действующая армия» регулярно печатались на страницах «Красной звезды» и «Красноармейца». В годы войны вышли из печати книги его военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945) и др. Эти книги, однако, тоже не избегли жесткой цензурной правки, а публикация в 1946 году в «Новом мире» рассказа «Семья Иванова» («Возвращение») вновь отодвинула имя Андрея Платонова на край литературного процесса.

Заболев, как и сын, туберкулезом, он умирал в забвении и нищете. Не имея возможности печататься, писатель переводил башкирские сказки, собрал русские (книга «Волшебное кольцо», 1949). Но даже их критиковали. Платонов уже не надеялся, что он когда-нибудь будет понят.

Интерес к творческому наследию А.П. Платонова, ранее так мало издававшемуся, проявился лишь с конца ХХ века.

***

Несмотря на крайне трудную судьбу творчества, и сам писатель, и его родные бережно хранили архив, который почти не пострадал в предвоенный период. В 1951 году Мария Александровна, вдова А.П. Платонова, передала его на государственное хранение в ЦГАЛИ (РГАЛИ). Эти материалы стали основой личного фонда писателя № 2124. Две описи включают в себя 142 единицы хранения за 1899–1951 гг.

В материалах фонда хорошо отражен процесс творчества, многообразие литературных жанров, в которых он выступал. В фонде хранятся черновые рукописи и гранки романа «Чевенгур», повестей «Происхождение мастера», «Город Градов», « Епифанские шлюзы», «Ямская слобода», «Джан» и др.; рассказов «Святая вода из колодца», «Фро», «Смерти нет», «Одухотворенные люди», рукописи пьес и киносценариев «Четырнадцать красных избушек», «Высокое напряжение», «Шарманка», «Аяз» и др., публицистические и критические статьи о А.С. Пушкине, Н.А. Островском, о западноевропейской литературе, а также статьи по мелиорации и электрификации. Практически все произведения представлены автографами и машинописью с правкой автора.

Отложившиеся в фонде документы дают представление о служебной и общественной деятельности писателя. Среди них следует указать на выпись из метрической книги о рождении и свидетельство о смерти А.П. Платонова, удостоверения о его работе в качестве Председателя чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой, губернского мелиоратора при Воронежском губернском земельном управлении, заведующего работами по электрификации, специального корреспондента газет «Красная звезда», «Красный флот» и др.

Раздел переписки представлен письмами Платонова к писателям и к нему литературных критиков, работников издательств и редакций, среди них − Л.И. Тимофеев, А.А. Фадеев, П.И. Чагин, А.И. Вьюрков, Л.И. Гумилевский, В.Я. Кирпотин и др. Интересна и переписка Платонова с Комитетом по делам изобретений. Интерес представляет черновой автограф биографического очерка о Платонове, написанный партийным работником, одним из руководителей издательства «Молодая гвардия» Г.З. Литвиным-Молотовым, фактически открывшему тогда еще молодому прозаику путь в большую литературу.

  • Использованная литература:
  • 1.Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. – М.: Современник, 1982.
  • 2.Русские писатели XX. Библиографический словарь. Ч. II. М-Я/ Под ред. Н.Н. Скатова. − М.: Просвещение, 1998.

  • Иллюстрации
  • 1.Фотография А.П. Платонова. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 1452. Оп. 1.
  • 2.Выпись из метрической книги о рождении А.П. Климентова. 1899 г. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп. 1.
  • 3.Г.З. Литвин-Молотов. Биографический очерк о А.П. Платонове. 1921 г. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп.1. Автограф.
  • 4.Фотография А.П. Платонова. Май 1922 г. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп. 1.
  • 5.А.П. Платонов. «Чевенгур». Роман. Гранки с правкой корректора. 1928 г. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп. 1.
  • 6.А.П. Платонов. Схема электромагнитного тормоза. 1930-е гг. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп. 2.
  • 7.Повесть А.П. Платонов. «Великий человек». Начало 1940-х г. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп. 1.
  • 8.Фотография А.П. Платонова с женой Марией Александровной и сыном Платоном. Ноябрь 1942 г. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп .1.
  • 9.А.П. Платонов. Рассказ «Смерти нет». [1942-1943 гг.]. РГАЛИ. Ф. 2124. Оп. 1. Автограф.