30.09.2024
Литературные музеиПушкин — 225

«Князья Юсуповы и А.С. Пушкин»

Выставка в Государственном музее Пушкина на Пречистенке — о том, как были интересны и нужны друг другу поэт и вельможа, две звезды России начала XIX века

Открылась выставка «Князья Юсуповы и А.С. Пушкин» в Государственном музее Пушкина на Пречистенке | портрет А.С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский, 1827 год, и портрет Н.Б. Юсупова  И. Б. Лампи / godliteratury.ru
Открылась выставка «Князья Юсуповы и А.С. Пушкин» в Государственном музее Пушкина на Пречистенке | портрет А.С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский, 1827 год, и портрет Н.Б. Юсупова И. Б. Лампи / godliteratury.ru

Текст: Андрей Васянин

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка, знакомящая с историей отношений княжеского рода Юсуповых и величайшего поэта России. Музей Пушкина и Музей-усадьба «Архангельское», взяв в партнеры РГАЛИ, ГИМ, Государственный архив древних актов и другие музеи, проследили в совместной экспозиции историю поэтического произведения, связавшего два века, историю с литературой.

... Пушкин мог столкнуться с князем Николаем Юсуповым уже в 2 года. В музее на Пречистенке есть ведомость: отец поэта в 1801 году внеся 500 рублей, снял для своей семьи комнаты в «среднем желтом доме», части московского дворца Юсуповых в Большом Харитоньевском. Рядом с копией контракта о найме дома — впервые выставляющийся чертеж 1799 года юсуповского дворца: красным помечены дворовые постройки, а зеленым — сад, где с няней гулял едва начавший ходить трехлетний Саша.

...В 27 лет он прискакал к Юсупову в Архангельское верхом. Вернувшийся из ссылки поэт ехал к престарелому князю, объездившему всю Европу от Португалии до Голландии, учившемуся в европейских университетах, общавшегося с Бомарше и Вольтером, как к свидетелю века Екатерины, о котором Пушкин готовился писать. Юсупов же пригласил к себе поэта уже понятного ему масштаба. В библиотеке в 16 тысяч томов, по которой князь водил гостя, книг последнего было больше чем любого другого русского поэта — и часть их представлена на выставке папками 1826 года с описями библиотеки.

Вряд ли отношения Пушкина и Юсупова привлекли бы к себе столько внимания, если б не знаменитое «Послание к вельможе»: один из важнейших людей эпохи, жизнь которого клонилась к закату, захотел получить от Пушкина стихи в свою честь. И часть выставки словно комментирует стихотворение — эту, как писал Белинский, «дивными красками написанную картину XVIII века», которую Юсупов наблюдал своими глазами — тут виды Венеции работы европейских мастеров из музея-усадьбы «Архангельское», офорты с со сценами европейских революций, парадный портрет Людовика XVI, аудиенции, которыми удостаивался князь Юсупов, путевые листы, подтверждающие путешествие князя...

Выставка воспринимается, как мастерская, в которой есть все до винтика для того, чтобы выстроить тему и завести в нее зрителя. Планы московского дворца Юсуповых, «комментируются» изразцами 18 века от его печей. Духом усадьбы Архангельское веет не только от подсвечников-жирандолей из юсуповского дворца — вот, например, оттуда же, авторское повторение знаменитой скульптурной группы «Амур и Психея» Антонио Кановы и его письмо Юсупову — доехала ли скульптура до князя-заказчика. Юсупов в «К вельможе» назван потомком Аристиппа, и кураторы не забыли выложить сборник биографий греческих философов, включающего упомянутого поэтом.

А вот и черновик самого послания: тут нет «живого места», почти каждая строка перечеркнута-переправлена. И копия белового автографа с фигурой согбенной старика-князя на первом листе.

Со стороны этот рисунок выглядит как усмешка — но в княжеской семье так, видимо, не считали и оригинал рукописи с рисунком хранили. Хранили и дружбу с Пушкиным и после смерти старого князя. У портрета Зинаиды Ивановны Юсуповой, супруги сына князя, Николая, лежит журнал 1836 года со списком гостей, приглашенных на бал к Юсуповым — среди них камер-юнкер Пушкин с женой Натальей Николаевной...

Выставка «Князья Юсуповы и Пушкин» – о том, как человеческое общение входит в семейную память, как это переходит из поколения в поколение и подхватывается музейщиками и учеными.

Княгиня Зинаида Юсупова и ее муж Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон продолжили традицию: в Архангельском, в память о визитах Пушкина в усадьбу, была создана Пушкинская аллея, в которой галерея античных богов и героев завершается бюстом поэта — первым в России усадебным памятником Пушкину и одним из образов Архангельского сегодня. А вот под стеклом типографские клише с первыми строками пушкинского панегирика: в 1907 году Зинаида и Феликс Юсуповы опубликовали факсимиле хранившегося в семье пушкинского автографа послания «К вельможе», положив начало научному изучению стихотворения.

Александр Пушкин. «К вельможе», 1830 год, (Москва)

  • От северных оков освобождая мир,
  • Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
  • Лишь только первая позеленеет липа,
  • К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
  • К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
  • Где циркуль зодчего, палитра и резец
  • Ученой прихоти твоей повиновались
  • И вдохновенные в волшебстве состязались.

  • Ты понял жизни цель: счастливый человек,
  • Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
  • Еще ты смолоду умно разнообразил,
  • Искал возможного, умеренно проказил;
  • Чредою шли к тебе забавы и чины.
  • Посланник молодой увенчанной жены,
  • Явился ты в Ферней - и циник поседелый,
  • Умов и моды вождь пронырливый и смелый,
  • Свое владычество на Севере любя,
  • Могильным голосом приветствовал тебя.
  • С тобой веселости он расточал избыток,
  • Ты лесть его вкусил, земных богов напиток.
  • С Фернеем распростясь, увидел ты Версаль.
  • Пророческих очей не простирая вдаль,
  • Там ликовало всё. Армида молодая,
  • К веселью, роскоши знак первый подавая,
  • Не ведая, чему судьбой обречена,
  • Резвилась, ветреным двором окружена.
  • Ты помнишь Трианон и шумные забавы?
  • Но ты не изнемог от сладкой их отравы;
  • Ученье делалось на время твой кумир:
  • Уединялся ты. За твой суровый пир
  • То чтитель промысла, то скептик, то безбожник,
  • Садился Дидерот на шаткий свой треножник,
  • Бросал парик, глаза в восторге закрывал
  • И проповедывал. И скромно ты внимал
  • За чашей медленной афею иль деисту,
  • Как любопытный скиф афинскому софисту.
  • Но Лондон звал твое внимание. Твой взор
  • Прилежно разобрал сей двойственный собор:
  • Здесь натиск пламенный, а там отпор суровый,
  • Пружины смелые гражданственности новой.
  • Скучая, может быть, над Темзою скупой,
  • Ты думал дале плыть. Услужливый, живой,
  • Подобный своему чудесному герою,
  • Веселый Бомарше блеснул перед тобою.
  • Он угадал тебя: в пленительных словах
  • Он стал рассказывать о ножках, о глазах,
  • О неге той страны, где небо вечно ясно,
  • Где жизнь ленивая проходит сладострастно,
  • Как пылкой отрока восторгов полный сои,
  • Где жены вечером выходят на балкон,
  • Глядят и, не страшась ревнивого испанца,
  • С улыбкой слушают и манят иностранца.
  • И ты, встревоженный, в Севиллу полетел.
  • Благословенный край, пленительный предел!
  • Там лавры зыблются, там апельсины зреют...
  • О, расскажи ж ты мне, как жены там умеют
  • С любовью набожность умильно сочетать,
  • Из-под мантильи знак условный подавать;
  • Скажи, как падает письмо из-за решетки,
  • Как златом усыплен надзор угрюмой тетки;
  • Скажи, как в двадцать лет любовник под окном
  • Трепещет и кипит, окутанный плащом.
  • Всё изменилося. Ты видел вихорь бури,
  • Падение всего, союз ума и фурий,
  • Свободой грозною воздвигнутый закон,
  • Под гильотиною Версаль и Трианон
  • И мрачным ужасом смененные забавы.
  • Преобразился мир при громах новой славы.
  • Давно Ферней умолк. Приятель твой Вольтер,
  • Превратности судеб разительный пример,
  • Не успокоившись и в гробовом жилище,
  • Доныне странствует с кладбища на кладбище.
  • Барон д'Ольбах, Морле, Гальяни, Дидерот,
  • Энциклопедии скептической причет,
  • И колкой Бомарше, и твой безносый Касти,
  • Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти
  • Забыты для других. Смотри: вокруг тебя
  • Всё новое кипит, былое истребя.
  • Свидетелями быв вчерашнего паденья,
  • Едва опомнились младые поколенья.
  • Жестоких опытов сбирая поздний плод,
  • Они торопятся с расходом свесть приход.
  • Им некогда шутить, обедать у Темиры,
  • Иль спорить о стихах. Звук новой, чудной лиры,
  • Звук лиры Байрона развлечь едва их мог.
  • Один всё тот же ты. Ступив за твой порог,
  • Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
  • Книгохранилище, кумиры, и картины,
  • И стройные сады свидетельствуют мне,
  • Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
  • Что ими в праздности ты дышишь благородной.
  • Я слушаю тебя: твой разговор свободный
  • Исполнен юности. Влиянье красоты
  • Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
  • И блеск Алябьевой и прелесть Гончаровой.
  • Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
  • Ты, не участвуя в волнениях мирских,
  • Порой насмешливо в окно глядишь на них
  • И видишь оборот во всем кругообразный.
  • Так, вихорь дел забыв для муз и неги праздной,
  • В тени порфирных бань и мраморных палат,

  • Вельможи римские встречали свой закат.
  • И к ним издалека то воин, то оратор,
  • То консул молодой, то сумрачный диктатор
  • Являлись день-другой роскошно отдохнуть,
  • Вздохнуть о пристани и вновь пуститься в путь.

  • Выставка проходит в Выставочных залах «Мезонин» Государственного музея А.С. Пушкина
  • по адресу ул. Пречистенка, 12/2
  • с 26 сентября 2024 года по 12 января 2025 года