Текст: Ирина Шлионская
Эти миры почти как наши — но это «почти» определяет весь драматизм сюжета. Сегодня мы поговорим о двух книгах в жанре фантастики, посвященных так называемой альтернативной реальности. Которая на первый взгляд кажется невозможной. Но что, если...
Максим Кабир. «Гидра»
Ростов-на-Дону: Феникс, 2024
Действие очередного романа признанного автора русского хоррора происходит в СССР накануне 60-х годов ХХ века. И сперва кажется, что здешняя реальность ничем не отличается от той, в которой жили наши дедушки и прадедушки. Однако постепенно читатель понимает: что-то здесь не так. После революции, в 1918 году (намек на расстрел царской семьи в Екатеринбурге) произошел некий Сдвиг, в итоге которого пробудились Старые Боги. Вернее, темные сущности, когда-то правившие миром.
Власти вынуждены бороться с чудовищами, но это не так-то просто. Многие охотятся за запретными книгами, помогающими призвать демонов, а Ленинград и вовсе пал под натиском потусторонних сил. Ленин продолжает лежать в Мавзолее, Хрущев погиб на кукурузном поле, и его место вновь занял Сталин. Только уже не живой, а мертвый… Вообще советские вожди в этой реальности не лыком шиты, штудируют «Некрономикон» — иначе державу не спасти. Именно мистические знания помогли Красной армии победить в Гражданской войне, а затем, в годы Великой Отечественной, уничтожить сатанинский легион во главе с Гиммлером.
Натурализма повествованию добавляют вымышленные цитаты. К примеру: «Мы можем использовать знания, но мы не должны служить Старым Богам. А что до адептов их: расстреливать сумасшедшую сволочь беспощадно и повсеместно; не искать в деле обвинительных улик». Это якобы писал В.И. Ленин Павлуновскому, уполномоченному представителю ВЧК в Сибири.
Или вот: «Шляхта была бита сабельками, винтами да заклятиями; у панов тоже имелись и оружия, и заклятия, но в ту ночь Азатот принял сторону Красной армии. Уж сколько людей и демонов кончили мы под Белой Церковью, не сосчитать». Это уже из «воспоминаний» Исаака Бабеля.
Между тем, в 1959 году в якутской тайге, неподалеку от реки Ахерон, когда-то звавшейся Леной, в месте, именуемом Ямой, пробуждается древняя богиня. И, как водится, чтобы войти в силу, ей нужны человеческие жертвы. Сначала она подчиняет себе строителей Ахеронской гидроэлектростанции, которая должна быть возведена ударными темпами к 45-летнему юбилею Октября. Одни превращаются в зомби, другие погибают. Но Гидре – таково одно из имен этой твари – нужна «особая» жертва. Ею предстоит стать молодой актрисе Галине Печорской, приехавшей в эти края на гастроли. Девушка – полукровка: ее мать – обычная женщина, а отец – амфибия, поэтому Галя родилась с жабрами и перепонками на руках и ногах. Именно такое существо способно вернуть силу подземной великанше.
Но план срывается. На защиту девушки становится московский журналист Глеб Аникеев. Когда-то в детстве он видел, как в разрушенной церкви мертвый священник, восставший из ада, убил его друга. Молодой человек прекрасно знает, что зло всегда где-то рядом. Расправиться с Гидрой и ее подручными – шогготами – ему и Галине помогает местная знахарка бабушка Айта, потомок шаманов. Но страшнее всего бороться с людьми из плоти и крови, вставшими на сторону зла…
Автор называет свой роман «лавкрафтовским». «…Идея поработать над романом, в котором боги из мифов Ктулху действовали бы в реалиях СССР, была слишком соблазнительна», – признается Максим Кабир. И надо сказать, это во многом у него получилось. Используя популярную конспирологическую теорию о сакральной и магической сущности советской власти вкупе с древней мифологией, автор органично сочетает социалистическую реальность, в которой люди пытаются построить коммунизм, и потустороннее измерение с его многочисленными божествами, духами и демонами. Оба мира время от времени вступают друг с другом в кровавое противостояние, но реальность всегда стремится к состоянию равновесия, без которого ни один мир в принципе не мог бы существовать.
Это только первая часть масштабного проекта Кабира «Красные боги». Интересно, что будет в продолжении?
Ольга Птицева. «Двести третий день зимы»
СПб.: Поляндрия Ноу Эйдж, 2024
Новая книга Ольги Птицевой, творчество которой обычно и так не отличается особым оптимизмом, представляет собой типичную антиутопию. Хотя нет, не совсем типичную, так как все беды в повествовании происходят из-за… климатической аномалии.
Героиня, молодая девушка по имени Нюта, живет в альтернативной Москве, где вот уже более полугода царит зима. Видимо, из-за отсутствия урожаев начались перебои с продуктами. Товары в магазинах выдают по карточкам, зато деньги, судя по всему, отменили совсем. Кафе и рестораны закрыты, транспортное сообщение ограничено. Нельзя даже вызвать такси. При этом стоят жуткие для столицы морозы и периодически идет снег. Отопление и электричество то и дело отключают. Воду дают на полчаса в сутки. А еще существуют холодовики, которые выполняют функции стражей порядка и следят за тем, чтобы не нарушался снежный покров.
Нельзя еще много чего, например, выращивать комнатные цветы или появляться на улице после комендантского часа. Злостных нарушителей могут посадить в морозильную камеру.
При этом суть многих запретов непонятна. Как и причина наступления «вечной зимы». То ли в этом виноваты глобальные климатические изменения, то ли зиму устроили намеренно. Но неясно, кто и для чего.
Нюта по закрытому мессенджеру общается со своим другом Славиком, уехавшим за границу. Саму ее не выпускают из страны, так как она биолог по образованию и должна вместе с коллегами выводить сорта растений, устойчивых к низким температурам. Однажды Нюту и ее начальника Радионова вызывают туда, где в сугробе расцвели желтые нарциссы. Холодовики подозревают, что это дело рук кого-то из сотрудников института, где работают Нюта и Радионов…
Между тем, Нюта знакомится с загадочной Таей, которая втягивает ее в опасные приключения. У Таи влиятельный отец и мачеха, которая занимает важную должность среди холодовиков. Тем не менее, у девушки странные друзья, похоже, имеющие отношение к оппозиционной организации под названием «Оттепель».
Но можно ли верить даже самым близким людям, если они тебя обманывают и используют? Существует ли вообще на свете место, где солнечно и тепло, или это лишь иллюзия? Что могут изменить «борцы за весну», если бороться с зимой не в человеческих силах?
Птицева планирует продолжение книги, на этот раз от лица Таи, и обещает, что в следующем романе мы найдем ответы на вопросы, оставшиеся после первой части.
Во всех историях об альтернативной реальности, как правило, присутствует некое фантастическое допущение. Но это допущение дает толчок всем событиям в пределах данной реальности, будь то обитающие рядом с людьми чудовища или же аномальный холод. И именно необходимость существовать в таких условиях определяет поведение, чувства и мысли персонажей. В конце концов, никто не отнимает у них самого главного – надежды, что мир изменится к лучшему, и может быть, даже с их помощью.