Текст: Ольга Лапенкова
Итоговое сочинение ввергает некоторых учеников в страх, если не сказать в панику. На самом деле повода так относиться к испытанию, которое в этом году запланировано на 4 декабря, нет: из ста школьников примерно девяносто семь сдают его с первого раза. Однако не все сразу могут понять, с какого конца распутывать этот клубок, — особенно если русский язык и литература никогда не были у них в числе любимых предметов. Наиболее удачный алгоритм видится нам таким.
Во-первых, нужно разобраться с самой структурой итогового сочинения. Несмотря на то что в банке тем насчитывается порядка двух тысяч наименований, многие формулировки почти дословно повторяют друг друга. Поэтому, если вы думаете, что спросить вас могут о чём угодно, то это заблуждение. Все-все-все темы делятся на три блока:
•«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
•«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
•«Природа и культура в жизни человека».
Внутри этих блоков «спрятано» ещё по три-четыре направления, каждое из которых мы разбирали на нашем сайте в прошлом году — и продолжаем делать это сейчас, предлагая новые цитаты и аргументы.
Во-вторых, нужно ознакомиться с шаблоном сочинения и — желательно — прочесть несколько «идеальных» работ (одну из таких вы найдёте в конце этой статьи). Человеческое сознание устроено так, что полная свобода ему противопоказана. Если есть форма, которую можно чем-то наполнить, — это вдохновляет. Если нет ни формы, ни понимания, какой она может быть, мысль сбивается и дальше не идёт.
В-третьих, желательно зайти на сайт ФИПИ, разобраться с критериями оценивания работы и узнать о немногочисленных подводных камнях. Например, о том, что работа должна содержать не меньше чем 250 слов.
В-четвёртых, нужно составить список произведений, которые вы с наибольшей вероятностью приведёте в качестве примеров.
И, наконец, в-пятых, необходимо попрактиковаться. Невозможно научиться писать, ни разу не взяв ручку и бумагу. Вот и устройте себе разминку! В идеале подготовиться к итоговому сочинению помогают школьные учителя, но если вы по каким-то причинам оказались лишены этого блага, покажите свою работу репетитору, маме или хотя бы школьному другу: лицом к лицу лица не увидать, некоторые свои ошибки мы не замечаем в упор.
Кстати: если вы планируете избавить себя от лишних страданий и выбрать три-четыре самых простых направления, а остальные не трогать, то в первую очередь, думается, вам стоит рассмотреть именно «Природу и человека». Потому что где-где, а здесь ошибиться в трактовке темы и основной мысли практически невозможно.
Примерные формулировки тем
Темы направления «Природа человек» взывают к простым, если не сказать простейшим, ответам. Окружающий мир прекрасен, он радует и вдохновляет, без него мы ничто, и поэтому его нужно ценить и беречь. Подобные рассуждения, пусть и в более глубоком виде, подойдут для ответов на вопросы:
•«Почему весенний пейзаж так часто запечатлён в произведениях искусства?»
•«Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?»
•«Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?»
•«Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?»
•«Что значит „жить в гармонии с природой“?»
•«Почему Ф.И. Тютчев назвал природу „сфинксом“?»
•«Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?»
О чём можно порассуждать (расширенная версия)
Современный человек — особенно живущий в городских условиях и не имеющий дела с сельским хозяйством — редко задумывается о том, насколько большую роль играет природа в его жизни. А ведь если подойти к вопросу со всей серьёзностью, получится, что именно природа обеспечивает нас всем необходимым для существования: пищей, водой, воздухом, пространством для жизни. Как бы ни били себя в грудь поборники технического прогресса, заменить базовые вещи, такие как воздух, вода и продукты, нам банально нечем. Да и откуда взялся бы этот чудесный заменитель, если всё, что нас окружает, вышло из природы (и там и окажется, когда отслужит свой срок)? Тут разве что надеяться на скорейшее освоение космического пространства. И то — разве космос не природа?
Однако, помимо закрытия базовых потребностей, природа обеспечивает нас благами более высокого порядка. В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу опубликовал идею так называемой «пирамиды», которая состоит из семи уровней. Каждый уровень представлял чуть более высокую ступень в иерархии человеческих потребностей, и вот в каком порядке они были расположены:
•физиологические потребности (пища, вода, сон);
•безопасность и комфорт (недоступное для хищников и неуязвимое во время стихийных бедствий жилище);
•социальные потребности (отношения с родными и близкими, партнёрство);
•уважение и признание (ощущение, что человек нашёл себя, занял подходящую нишу в социуме);
•познавательные потребности (обучение, занятие творчеством на любительском уровне);
•эстетические потребности (прикосновение к высшей гармонии — искусству и философии);
•самоактуализация (развитие всех своих способностей, полная реализация потенциала).
Так вот: удовлетворить потребности каждого этого уровня тоже помогает природа. Мы строим надёжное жилище, используя природные ресурсы; строим отношения с людьми, используя заложенные в нас механизмы, такие как речь, умение «считывать» и проецировать эмоции; прикасаемся к миру прекрасного благодаря вещам, опять же произведённым из обыкновенных материалов (бумаги, дерева, камня и т. д.) Вне природы раскрыть собственный потенциал невозможно.
Однако природа — не только бесконечный источник необходимых ресурсов. Это наш дом, наша опора и поддержка. Поэтому мы должны бережно относиться к природе — чтобы сохранить её для самих себя и для будущих поколений. И помнить, что у природы не такой-то простой характер: она не терпит слабости, а если человек слишком уж докучает ей, она найдёт способ выразить недовольство. А если человечество увлечётся производством токсичных веществ, «ответит» экологической катастрофой.
Хорошо, если вопрос заботы об экологии решён на государственном или муниципальном уровне, — но если нет, это не значит, что мы не можем ничего сделать. Сортировать мусор, покупать поменьше пластиковой тары, повторно использовать пакеты и прочую упаковку, участвовать в экологических акциях — все эти вещи не слишком трудозатратны, а пользы от них масса. И даже если в вашем городе нет пункта приёма металлолома или вторсырья, в каком-нибудь магазине наверняка собирают батарейки, пластиковые крышечки или ненужную одежду: нужно только поискать информацию в интернете.
Варианты аргументов из литературы
Книги, которые станут идеальными аргументами для сочинений по направлению «Природа и человек», вы могли читать ещё в средней школе. Одна из них — сборник очерков М. М. Пришвина «В краю непуганых птиц» (1907). В этой книге нет сюжета, зато есть красочные, проникнутые тихим восторгом описания местечек Русского Севера, старинных обрядов, чудаковатых обитателей, рек и озёр, животных и птиц, рассветов и закатов, жарких и прохладных дней.
Схожим настроением проникнута работа К. Г. Паустовского «Повесть о лесах» (1948). Как сказано в аннотации к одному из изданий, это «гимн лесам средней полосы России, облечённый в форму повествования о судьбах людей, переплетённых между собой накануне, во время и сразу после Великой Отечественной войны, людей, любящих наши леса, людей, заботящихся о них, людей, восстанавливающих леса после их хищнического уничтожения и войны». К этому описанию сложно что-то добавить — лучше просто прочесть хотя бы пару глав.
Ну а если говорить не о природе вообще, а о братьях наших меньших, то рекомендуем одолеть рассказ Рэя Бредбери «Массиньело Пьетро» (1958), благо что он совсем коротенький — всего десять страниц. Главный герой, имя которого и вынесено в заголовок, не обделяет заботой ни одного зверя, попавшего в беду. Из-за этого дома у него образуется целый зоопарк. Однако окружающие не рады такому соседству, поэтому финал у произведения хоть и открытый, но скорее печальный.
Варианты аргументов из кинематографа
Литературные аргументы — все как на подбор — получились восторженными и гармоничными. Но природа вообще-то не всегда рада человеку, особенно если он относится к ней высокомерно. В схватке со стихией человек может победить, а может и проиграть — гарантий никто не даёт.
Морально тяжёлый, но всё-таки оптимистичный фильм на тему борьбы человека с природой — это, конечно, недавняя картина «Выживший» (2015, реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту). Оказавшийся совсем один в дикой природе на севере Америки, тяжело раненный охотник за пушными зверями Хью Гласс должен преодолеть немыслимое расстояние, чтобы вернуться в цивилизацию. Его донимают голод и жажда, вокруг блуждают дикие звери, но намного страшнее, чем стихия, оказывается человеческая жестокость.
Ещё одно пугающее произведение о человеке, который едва не погиб в противостоянии силам природы, — основанный на реальных событиях фильм «127 часов» (2010, реж. Дэнни Бойл). Именно столько времени провёл в каменной ловушке альпинист Арон Ралстон после того, как его руку придавил обрушившийся валун. Ралстон едва не умер от жажды — и смог спастись, только заплатив огромную цену (не будем спойлерить). Любопытно, что реальный альпинист ради съёмок фильма не побоялся вернуться на то место, где едва не погиб, и дать исчерпывающую консультацию членам съёмочной группы.
Наконец, не лишним будет упомянуть фильм «Воды слонам» (2011, реж. Фрэнсис Лоуренс). В этой картине цирковая слониха привязывается к молодому человеку Джейкобу, которого наняли для ухода за животными. Вот только Август, владелец цирка и дрессировщик, оказывается невероятно жестоким человеком, который ради эффектных представлений измывается над живыми существами. Джейкоб, который тоже по-своему сроднился со своей подопечной, оказывается между двух огней: времена Великой депрессии не располагают к тому, чтобы увольняться, но и оставаться в стороне он тоже не может.
Варианты эпиграфов
Готовитесь рассуждать о том, как прекрасна, гармонична и поэтична природа? Или, наоборот, хотите донести, что с ней надо поосторожнее? В этой подборке вы наверняка найдёте цитату, подходящую именно под ваш случай. (Кстати, эти стихи — точнее, отрывки из более масштабных стихотворений — могут выручить вас на ЕГЭ по русскому и литературе, так что не проходите мимо!)
Как мне близок и понятен
Этот мир — зелёный, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
М. А. Волошин
Ни злом, ни враждою кровавой
Доныне затмить не могли
Мы неба чертог величавый
И прелесть цветущей земли.
Д. С. Мережковский
Бороться с мраком и дождём,
Страдальцев участь разделяя...
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
А. А. Блок
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Н. А. Заболоцкий
Вариант шаблона (с примерным количеством слов)
Рассуждения о природе, как и труды на любые другие темы, не должны представлять собой хаотично набросанные тезисы и примеры. К какой бы мысли вы ни подводили читателя, желательно пользоваться вот таким шаблоном:
•введение (60 –80 слов) — несколько общих, но всё-таки содержательных, фраз по теме работы — и, самое важное, основная мысль;
•первая «половина» основной части (100 –150 слов) — доказательство основной мысли на примере одного произведения;
•вторая «половина» основной части (100 –150 слов) — доказательство основной мысли на другом примере (и не забывайте указывать имена авторов и героев);
•заключение (40 –60 слов) — повтор тезиса другими словами.
А чтобы всё стало совсем-совсем ясно, предлагаем прочесть ещё и пример итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?».