18.01.2025
В этот день родились

Личная вечность Вадима Шефнера

110 лет назад, 12 января 1915 года, родился ленинградский поэт и прозаик Вадим Сергеевич Шефнер

12 января 1915 года родился ленинградский поэт и прозаик Вадим Сергеевич Шефнер / dompisatel.ru
12 января 1915 года родился ленинградский поэт и прозаик Вадим Сергеевич Шефнер / dompisatel.ru

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

110 лет назад родился Вадим Шефнер. Поэт, которого считали негромким, непарадным. Но знали его очень многие. Из тех, кто неравнодушен к литературе – все. Читали – почти все. Его стихи можно было встретить в самых представительных антологиях. И, как это ни банально звучит, он был светлым человеком. Для кого-то – строгим, но светлым до беззащитности. Тем важнее, что такой человек не проиграл свою судьбу, не канул в безвестности.

Оба его деда были адмиралами. Разумеется, в дореволюционное время. А служили Шефнеры русским царям со времен еще допетровских. Он родился, когда столица Российской империи носила имя Петроград.

Поэт с фарфорового завода

Впервые он напечатал стихи в 1933 году в многотиражке фарфорового завода «Пролетарий». Там Шефнер трудился на самой что ни на есть рабочей должности – был кочегаром. Пролетарий, комсомолец – отличная характеристика для начинающего стихотворца. И писал о своей профессии в духе того времени:

  • В топках нагреты все кирпичи,
  • От горна жарою пышет,
  • Форсунки гудят. Кричи — не кричи, —
  • Тебя никто не услышит!

Индустриализация, первые пятилетки… В советской литературе создавалось новое направление, которое можно определить двумя словами – героика труда. Для Шефнера этот мотив не стал магистральным. Его тянуло в лирику.

Он учился на рабфаке Ленинградского университета и ходил на занятия литературной группы при газете «Смена». Писал он тогда, казалось бы, несовременно, слишком плавно и гармонично. Но это и притягивало. Это и выделяло Шефнера в кругу молодых ленинградских поэтов предвоенной поры. В будущем из раннего он переиздавал, например, эти стихи о детстве 1938 года:

  • Ничего мы тогда не знали,
  • Нас баюкала тишина,
  • Мы цветы полевые рвали
  • И давали им имена.

Странные, идиллические строки для того энергичного времени. Но это прекрасно, когда поэт шагает не в ногу. Конечно, если ему есть, что сказать. А это уже почти настоящий Шефнер – и потребность писать такие стихи останется с ним надолго. В них он как будто благословляет природу.

Первый сборник поэта вышел в 1940 году. Он назывался нехарактерно для Шефнера – «Светлый берег». Еще накануне его без проволочек приняли в Союз писателей.

«Он талантлив и он воюет»

Но на фронт Шефнер, несмотря на то, что от рождения был слеп на один глаз, пошел рядовым красноармейцем. Служил на аэродроме. Голодал. В первую блокадную зиму в Ленинграде недоедали даже солдаты. В его фронтовых дневниках часто говорится о недоедании.

Но он вспоминал так: «Если бы Ленинград сдали, я бы покончил с собой. Город без меня я могу себе представить, но себя без города — Ленинграда — я представить себе не мог (и не могу)».


В госпитале литератора, который подавал надежды, нашли военкоры. С 1942 года Шефнер служил фронтовым корреспондентом газеты Ленинградского фронта «Знамя победы». Закончил войну в звании старшего лейтенанта, награждён тремя орденами – немногие репортеры получили столько регалий. В блокадном Ленинграде вышел его сборник «Защита», ставший событием. Он писал о своей родине:

  • И мы, огонь познавшие и голод,
  • Непобедимы в городе своем,
  • И не взломать ворота в этот город
  • Ни голодом, ни сталью, ни огнем.
  • Он встал, как страж, на сумрачном заливе,
  • Вонзая шпили в огненный рассвет.
  • Есть города богаче, есть счастливей,
  • Есть и спокойней. Но прекрасней — нет!
  • Он победит! Он все залечит раны,
  • И в порт войдут, как прежде, корабли...
  • Как будущих строений котлованы,
  • За городом траншеи пролегли.

«Он талантлив и он воюет!» – говорила о нем в эвакуации Анна Ахматова, если верить воспоминаниям Валентина Берестова.

Он и годы спустя писал:

  • Нам снится не то, что хочется нам,
  • Нам снится то, что хочется снам.
  • На нас до сих пор военные сны,
  • Как пулеметы, наведены.

Городские элегии

У него почти не найти откровенного оптимизма, энтузиазма – и характерные шефнеровские элегические мотивы ярко проявились уже в годы войны. Маловато было тогда столь печальной лирики. Особенно в печати – а он немало печатался. Конечно, не избежал упреков критики в декадентстве и упадничестве. Но устоял. Нередко поэта упрекали за «красивости» в стихах, за сентиментальность и склонность к «прописным истинам». Но как иначе было переболеть войной? Помогало добродушие, которое есть в этих стихах.

Остались в памяти и его стихи о любви – не надрывные, без общих мест. Достаточно вспомнить изящное по форме и прозрачное по содержанию, лермонтовское по духу стихотворение 1940-х годов:

  • Я другом был, я был веселым малым,
  • Старательным и преданным вполне
  • Но если б вдруг совсем меня не стало,
  • Она бы не всплакнула обо мне

  • Но был другой, совсем чужой, неблизкий,
  • Он слов ее не принимал всерьез
  • Он рвал ее бессвязные записки
  • И доводил насмешками до слез.

  • Она о нем твердила мне со смехом:
  • «Вот уж в кого ничуть не влюблена!»
  • Но если б умер он или уехал,
  • Не знаю, что бы делала она.

  • Давно о ней я ничего не знаю,
  • Но без тоски и грусти вспоминаю
  • Лукавую подругу давних лет

  • Кто был из нас счастливей — неизвестно,
  • Все заблуждались искренне и честно
  • А в честных играх проигравших нет.

Здесь Шефнер уже не «идет в ногу с эпохой». Скорее – говорит языком русской классики, приспособив ее к современной речи. С одной стороны, это стихотворение могло бы стать романсом (хотя цепких деталей здесь больше, чем это требуется для песенной лирики). С другой – кто сильнее написал о любовных разочарованиях? На полутонах, не переходя на крик.

Их связывал язык

В 1950-е в Ленинграде для многих он стал любимым поэтом. Особенно – для молодой и притязательной публики, которая устала от официоза, даже талантливого. И, конечно, многие подхватывали интонацию Шефнера. И подражали, и приспосабливали к своей поэтической речи.

Почему-то мы редко говорим очевидное – о связях поэзии Шефнера со стилем Александра Кушнера и (в гораздо меньшей степени, но все же) Иосифа Бродского. Дело не только в том, что все они ленинградцы, хотя и об этом следовало бы помнить. Их – всех троих – интересовал мир вещей. Бытовая живопись, с неброским, на первый взгляд, описанием повседневного уклада, повседневных мыслей.

А еще их связывал язык – пришедший из русской классики и классики переводной. Достаточно высокопарный, но и с современными городскими разговорными интонациями и оборотами. Речь частного человека, не трибуна и не деятеля, а – повторим – скорее созерцателя. После 1950-х Шефнера за такую позицию уже не порицали. Он приучил к ней. Другое дело, что Шефнер считал излишнее усложнение образной системы стиха нарушением гармонии. Изящно избегал этого. Нередко – просто в серьезном стихотворении впадал в иронический тон и ставил многоточие. Кстати, ироническими приемами поэт владел без натуги. Об этом наверняка помнят и читатели шефнеровской прозы. Кушнер и Бродский принялись создавать более сложные ребусы. А у последнего вообще было гораздо больше учителей, чем у кого-либо из современников.

Любимый жанр Шефнера – фреска, зарисовка, в которой скрывается загадка. Обыкновенная ситуация, привычные вещи, но случается, когда они напоминают нам о чем-то таинственном. Вот дом, предназначенный на снос:

  • Выехали все живые,
  • Мебель вывезли — и весь
  • Этот дом вручён впервые
  • Тем, кто прежде жили здесь.

  • Тем, кто в глубину погоста
  • Отошёл на все века...
  • (А под краской — метки роста
  • У дверного косяка...)

  • В холодке безлюдных комнат
  • Не осталось их теней,
  • Но слои обоев помнят
  • Смены жизней и семей.

История рассказана. Дверь в тайну приоткрыта. Мальчишка метит рогаткой в запыленное окно – и все. А большего и не нужно, чтобы стихотворение свершилось. Шефнер писал много, не всегда лаконично, но не болтливо.

Созерцатель

В беглых обзорах поэзии Шефнера, как правило, относили к философской лирике. Он написал немало созерцательных стихов, стихов-размышлений – не о злобе дня, а о вечном.

  • Уйду навек, пришел на миг,
  • Но в чьи-то сновиденья
  • Вступлю, как свой живой двойник, -
  • А не загробной тенью;
  • К кому-то - через Лету вплавь -
  • Из вечного покоя
  • Явлюсь в обыденную явь
  • Страницею, строкою;
  • Кому-то счастье предскажу
  • Сред суеты привычной;
  • Кого-то, может, рассержу,
  • Не существуя лично.
  • Он с книгой сядет у огня
  • Полночною порою -
  • И унаследует меня,
  • Вступая в спор со мною.

Здесь в Шефнере проснулся фантаст – он же был замечательным новеллистом. Примерно одновременно со стихами Шефнер начал публиковать и прозу. Так продолжалось много лет, даже десятилетий. Он рассуждал: «Всю жизнь я пишу стихи, а фантастика ходит где-то рядом с поэзией. Они не антиподы, они родные сестры. Фантастика для меня — это, перефразируя Клаузевица, продолжение поэзии иными средствами. Если вдуматься, то в поэзии и фантастике действуют те же силы и те же законы — только в фантастике они накладываются на более широкие пространственные и временные категории». Его поэтическое имя было громче, но поклонников у Шефнера-фантаста – мудрого и, нельзя не произнести этого слова, доброго – было не меньше.

  • Вглядитесь в свое отраженье,
  • В неведомых дней водоем, —
  • Фантастика — лишь продолженье
  • Того, что мы явью зовем.
  • С Васильевского острова

Пожалуй, самое важное, что он был истинно ленинградским поэтом. Не петербургским, когда город был шумной имперской столицей, а именно ленинградским, с Шестой линии Васильевского острова:

  • Пойдём на Васильевский остров,
  • Где вешние ночи светлы, —
  • Нас ждут корабельные ростры
  • И линий прямые углы.

«Васин остров для меня — пуп Земли и центр Вселенной. Со зрением дело у меня нынче плохо обстоит, но в снах — я зоркий, сны мои объемны и многоцветны, и свою родную Шестую линию вижу я очень отчетливо: наяву мне ее даже в очках так не увидеть», – признавался поэт.

  • Осенний дождь – вторые сутки кряду,
  • И, заключённый в правильный квадрат,
  • То мечется и рвётся за ограду,
  • То молчаливо облетает сад.
  • Среди высоких городских строений,
  • Над ворохами жухлого листа,
  • Все целомудренней и откровенней
  • Деревьев проступает нагота.
  • Как молода осенняя природа!
  • Средь мокрых тротуаров и камней
  • Какая непритворная свобода,
  • Какая грусть, какая щедрость в ней!
  • Ей всё впервой, всё у неё – в начале,
  • Она не вспомнит про ушедший час, –
  • И счастлива она в своей печали,
  • И ничего не надо ей от нас.

Здесь нет слова «Ленинград», он многое не проговаривает, оставляет в подтексте, но сохранен дух города, повадка ленинградского интеллигента – философа, который нередко сдерживает эмоции, но смотрит на жизнь без иллюзий, связывая город, человека и природу.

«По копейкам растрачена зрелость»

Одна из его итоговых книг называется «Личная вечность». Это философия человека нерелигиозного, благородного, преданного, пристального. Как правило, Шефнер был печален:

  • По копейкам растрачена зрелость
  • На покупку случайных удач. –

Это характерное признание. Он не видел себя победителем, триумфатором.

В своих натурфилософских размышлениях и стихах, посвященных вечной теме жизни, смерти и бессмертия, Шефнер был на удивление подробен. Как будто спокойно, движение за движением совершал хирургическую операцию. Этим он близок позднему Заболоцкому, которого любил, о котором писал. Оба спокойно говорили со смертью:

  • Смерть не так уж страшна и зловеща.
  • Окончательной гибели нет:
  • Все явленья, и люди, и вещи
  • Оставляют незыблемый след.

  • Распадаясь на микрочастицы,
  • Жизнь минувшая не умерла, —
  • И когда-то умершие птицы
  • Пролетают сквозь наши тела.

  • Мчатся древние лошади в мыле
  • По асфальту ночных автострад,
  • И деревья, что срублены были,
  • Над твоим изголовьем шумят.

  • Мир пронизан минувшим. Он вечен,
  • С каждым днём он богаче стократ.
  • В нём живут наши давние встречи,
  • И погасшие звёзды горят.

Эти стихи начертаны на могильном камне поэта, прожившего 87 лет – несколько эпох, личную вечность.