Текст: Светлана Мазурова, Санкт-Петербург
Руслан Кудашов, главный режиссер Санкт-Петербургского БТК (Большого театра кукол), выпустил премьеру «Алые паруса» по мотивам повести Александра Грина. Заметим, что кукол на сцене нет.
Монологи о любви (так обозначен жанр) произносят в спектакле студенты второго курса Мастерской Кудашова в РГИСИ. Рассказывают сказочную историю придуманные режиссером и его студентами герои: Мизантроп, Бебешка, Лишний, Бродяга – и другие интересные лица… Рассказывают необычным образом: текст Грина распределен между «пассажирами» корабля, отправившимися в опасное плавание. «Чтобы уцелел корабль, а души команды обрели бесстрашие, нужно продолжать рассказывать друг другу истории о любви. Таково веление Океана. Таково условие сохранения человеческого в человеке в момент наивысшей опасности», – комментируют в театре.
Знаменательно, что тема этой постановки пересекается с темой важнейшего для БТК спектакля – «Песнь Песней» (2013), исследования метафизики любви.
А еще «Алые паруса» в БТК – прямая отсылка к замыслу одного из основных петербургских праздников – «Алым парусам» для выпускников, который в Северной столице отмечается в июне. Школьников «отпускают» во взрослую жизнь и дарят им праздник. Вот и театральные «Алые паруса» становятся началом опасного путешествия пассажиров, призванных обрести себя…
В морскую стихию зрителей погрузили удивительные декорации художника Марины Завьяловой.
«Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем…»
Первые наброски повести «Алые паруса» Александр Гриневский (Грин) начал делать в 1916 году. В 1919-м его призвали в армию в качестве связиста, и Грин носил черновики повести с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти месяц провел в Городской барачной больнице в память Боткина в Петрограде.
Свое самое знаменитое произведение он дописал, когда снимал комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15.
В условиях дефицита бумаги наброски к повести писатель делал на банковских бланках — в «Доме искусств» до революции находился Центральный банк Общества взаимного кредита. В Российском Государственном архиве литературы и искусства и по сей день хранятся черновики повести Грина, написанные на этой бумаге.
В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький.
В 1941 году в «Литературной газете» вышла статья «Корабль без флага» с резкой критикой писателя. Его обвиняли в бегстве от действительности, в том, что «у корабля, на котором Грин со своей командой отверженных отплыл от берегов своего отечества, нет никакого флага, он держит путь “в никуда”». С 1946 года по 1956-й произведения писателя не издавались. Критике подвергся балет «Алые паруса», который с 1943 года шел на сцене Большого театра.
Возращение Грина к читателю произошло в начале 1960-х, его произведения стали изучать и печатать большими тиражами.
«Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», – написал поэт Роберт Рождественский.
В конце 2024 года Руслан Кудашов представил премьеру «Евгений Онегин. Урок русской литературы. Часть первая». В основу спектакля легли первые три главы великого произведения Пушкина. Жанр обозначен как «путешествие по роману в стихах». Замысел – поставить трилогию, весь текст романа. У зрителей будет возможность познакомиться с поэтическим текстом без сокращений и увидеть его героев в неожиданном ракурсе (актеры и куклы), узнать и биографические детали, и эмоциональные привязанности Пушкина.