САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

А. С. Грин. «Алые паруса» (1922). 6 класс

Что таит в себе история одинокой мечтательницы Ассоль: трогательную сказку о том, что добро всегда побеждает зло, — или «вредный совет»? В помощь школьнику. 2-я неделя января

А. С. Грин. «Алые паруса» (1922). 6 класс. Иллюстрация И.Морозова к повести / pinterest.ru
А. С. Грин. «Алые паруса» (1922). 6 класс. Иллюстрация И.Морозова к повести / pinterest.ru

Текст: Ольга Лапенкова

Вряд ли кто-то погрешит против истины, если скажет, что повесть «Алые паруса» — одно из самых знаменитых произведений отечественной литературы ХХ века. Эта повесть стала настоящим «хитом» — даже несмотря на то, что при жизни А. С. Грина её выпустили, но переиздавать запретили: писатель был не в ладах с советской властью. Однако в 1953 году (к сожалению, уже после смерти автора) запрет сняли, и «Алые паруса» начали издавать миллионными тиражами. Корабль, которого ждала юная Ассоль, стал символом победы добра над злом, любви — над равнодушием, милосердия — над жестокостью, гордостью и грубостью.

Куда только за прошедшие семьдесят лет не вешали вывеску «Алые паруса»! Так называли — и продолжают называть — салоны красоты и продуктовые магазины, торговые центры и жилые комплексы. А в Санкт-Петербурге ежегодно проходит бал выпускников «Алые паруса»: после концерта, который проходит на Дворцовой площади, ребята с восторгом наблюдают, как на водах Невы появляется тот самый корабль — и небо тут же озаряется фейерверком.

Впрочем, повесть Грина очаровала не только «простых смертных», но и литературных критиков: в середине ХХ века произведение вызвало множество восторженных отзывов. Вот что, например, писал К. Г. Паустовский в статье «Волшебник»:

«Я завидую тем из вас, тем из юных читателей, которые впервые прочтут эту книгу о корабле с алыми парусами, эту чудесную историю, феерию, сказку, что могла бы увести за собой тысячи и тысячи людей даже из самого прозаического и чёрствого города в мире <...>.

В чём сила этой книги?

Прежде всего – в её редчайшей поэтичности. Прочитав её, как бы получаешь в лицо фантастический залп, заряд, но не порохового дыма, а целебного воздуха морей и цветов, лесных дебрей и трав. <...> Да, со страниц этой книги получаешь заряд свежего ветра, ясного воздуха, сияния облаков. Погружаешься в мир людей привлекательных и на первый взгляд порой странных. Почти все они отличаются одной общей для них чертой – бесхитростной человечностью, отвагой и жаждой нового. <...>

Из этой книги вы узнаете одну истину. Если у вас хватит душевных сил и твердости характера, то вы, следуя этой истине, проживёте разумную и интересную жизнь.

Какая же это истина?

«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грея. – Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Повесть Грина ставят в любительских и профессиональных театрах; в 1961 году её экранизировали, в 2010-м превратили в мюзикл. А сколько стихотворений и песен написано о главных героях феерии! Так, советский поэт С. С. Наровчатов решил заглянуть в будущее главной героини и представить, как могла бы жить дочка Ассоль. Сюжет получился не очень-то радостный — но, как и повесть Грина, трогательный, щемящий. Поэт предположил, что Ассоль повторит судьбу своей матери и умрёт молодой, — зато её дочка сохранит чистоту души и веру в лучшее. Вот какой диалог происходит между отцом и дочерью, потерявшими самого близкого человека:

  • Так я дочку развлекаю к ночи…
  • Пусть про нас с усмешкой говорят,
  • Что от парусов остались клочья
  • И на камни наскочил фрегат.

  • А на этих клочьях только дыры,
  • Да и те, мол, выточила моль,
  • Что половиками для квартиры
  • Бросила их под ноги Ассоль. <...>

  • Дочка отвечает: — Что за толки!
  • Мы рассеем их за полчаса.
  • Я сама сумею без иголки,
  • Снова сшить такие паруса,

  • Что корабль сорвётся сразу с мели,
  • Полетит в морскую синеву…
  • Только бы мы вместе захотели
  • Эту сказку вспомнить наяву!
  • (отрывок из стихотворения «Алые паруса», 1954)

Действительно, стоит только открыть повесть Грина — и окажешься в совсем другом мире: увидишь, словно собственными глазами, и лачугу несчастного вдовца Лонгрена, и ветхий трактирчик, и лавку, в которой продаются деревянные игрушки, — и, конечно, берег, куда так часто приходила Ассоль в ожидании, когда на горизонте появится корабль под удивительными парусами…

Но всё же стоит отметить, что повесть Грина таит в себе и некоторую опасность, — и вряд ли девушкам стоит брать пример с мечтательной Ассоль. Однако, прежде чем «зарываться» в психологию, вспомним сюжет произведения.

Отец и дитя

Действие «Алых парусов» разворачивается в вымышленной стране, где на морском берегу живут двое: бывший матрос Лонгрен и его дочурка по имени Ассоль. Покойная мама девочки — Мери — долго не могла прийти в себя после трудных родов. На лечение ушло много денег, и когда Лонгрен в очередной раз отправился в море, Мери решила попросить в долг у местного богача Меннерса, — однако тот «соглашался дать денег, но требовал за это любви». Молодой матери оставалось только одно: попросить соседку присмотреть за дочкой, а самой отправиться пешком в город и заложить обручальное кольцо. В день, когда Мери отправилась в ломбард, шёл дождь; женщина заболела воспалением лёгких и умерла, так и не попрощавшись с супругом.

Вернувшись домой, Лонгрен взял все заботы о дочке на себя. Он уволился со службы, а чтобы заработать на хлеб, стал изготавливать замечательные игрушки — миниатюрные корабли и лодочки — и продавать их в местной лавке.

Бедный матрос жил нелюдимо, друзей у него не завелось; единственным его близким человеком была Ассоль. Однажды, когда девочка подросла, Лонгрен доверил ей самой отнести игрушки в лавку. Малышка решила сначала немного поиграть, пустила маленький кораблик с красными парусами в ручей — но течение оказалось настолько сильным, что Ассоль пришлось бежать за парусником целый час. Кораблик «привёл» малышку в лес, где она встретила необычного человека, который ходил по свету и собирал сказки. Увидев девочку, странник тут же сочинил и рассказал вот такую историю:

«...Не знаю, сколько пройдёт лет, — только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

Местные ребята, узнав о мечте Ассоль, долгие годы будут называть её сумасшедшей. То-то же они удивятся, когда эта мечта воплотится в жизнь!..

Но где же, спросит читатель, в этой повести-феерии «двойное дно» и почему главная героиня — не лучший пример для подражания?

Мужские разборки

Во-первых, дело в том, что у жителей Каперны была вполне простая и понятная причина остерегаться Лонгрена. Этот положительный персонаж, тем не менее, обрёк на гибель другого человека — того самого Меннерса, который не дал денег покойной Мери. Вот как это произошло:

«Шторм начался недавно; Меннерс забыл вывести лодку на песок. Он немедленно отправился к воде, где увидел на конце мола, спиной к нему стоявшего, куря, Лонгрена. На берегу, кроме их двух, никого более не было. Меннерс прошёл по мосткам до середины, спустился в бешено-плещущую воду и отвязал шкот; стоя в лодке, он стал пробираться к берегу, хватаясь руками за сваи. Весла он не взял, и в тот момент, когда, пошатнувшись, упустил схватиться за очередную сваю, сильный удар ветра швырнул нос лодки от мостков в сторону океана. Теперь даже всей длиной тела Меннерс не мог бы достичь самой ближайшей сваи. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. <...> Меж Лонгреном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти сажен ещё спасительного расстояния, так как на мостках под рукой у Лонгрена висел свёрток каната с вплетённым в один его конец грузом. Канат этот висел на случай причала в бурную погоду и бросался с мостков.

— Лонгрен! — закричал смертельно перепуганный Меннерс. — Что же ты стал, как пень? Видишь, меня уносит; брось причал!

Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса, только его трубка задымила сильнее, и он, помедлив, вынул её из рта, чтобы лучше видеть происходящее.

— Лонгрен! — взывал Меннерс, — ты ведь слышишь меня, я погибаю, спаси!

Но Лонгрен не сказал ему ни одного слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло лодку так далеко, что еле долетали слова-крики Меннерса, он не переступил даже с ноги на ногу. <...> Тогда, набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре ни одного слова, Лонгрен крикнул:

— Она так же просила тебя! Думай об этом, пока ещё жив, Меннерс, и не забудь!»

После этого соседи перестали поддерживать отношения с Лонгреном — и начали настраивать своих детей против Ассоль. Жестоко? Да, но поставьте себя на место любого жителя Каперны: захотели бы вы общаться с человеком, который совершенно осознанно обрёк ближнего на мучительную смерть? Сам Меннерс, кстати, убийцей не был: разумеется, он обошёлся с Мери крайне жестоко, — но он не мог знать, что именно из-за его отказа женщина отправится в город под дождём, заболеет и умрёт.

Конечно, Ассоль была ни в чём не виновата, и сверстники поступали несправедливо, смеясь над её мечтами и в шутку рассказывая, что корабль с алыми парусами уже прибыл. Но вряд ли можно винить их в том, что они не брали её в игры, — при таком-то отце! А вдруг Лонгрену что-то не понравится и он начнёт мстить и другим соседям?..

Во-вторых, у психологов есть такое понятие — «синдром Ассоль». Это состояние, при котором девушка или женщина готова хоть всю жизнь ждать, когда за ней приедет «принц на белом коне», — а сама она не приложит ни капли усилий, чтобы хоть как-то изменить свою жизнь.

Пример: мама/сестра/подруга предлагает такой девушке встретиться с каким-то молодым человеком — чьим-то приятелем или коллегой: сходить в кино или в кафе, присмотреться друг к другу, а там уж — как получится. Что сделает девушка, у которой «синдром Ассоль»? Конечно откажется! Ведь настоящий принц должен найти её сам! Но где гарантия, что, отказавшись от такого свидания, девушка не прозевала свою судьбу?

Увы, в жизни таких историй, как у Ассоль, — одна на много миллионов. Поэтому воспринимать повесть Грина слишком буквально не стоит. Чем ждать у моря погоды, лучше помнить другую старую как мир мудрость: «Каждый человек — сам кузнец своего счастья».